Рубрики
МЕНЮ
Станислав Молчанов
Интернет глобален, и отследить как трафик "бродит по миру", невозможно.
Администрация госслужбы специальной связи и защиты информации разработала проект приказа об утверждении допустимых показателей качества услуг передачи данных и доступа к интернету. Копия приказа имеется в распоряжении "Комментариев".
Сейчас провайдеры оказывают интернет-услуг, руководствуясь только собственными стандартами. Те, кто хочет удержать клиентов, стараются не допускать частых сбоев в сети. Но есть и такие, которые пытаются лишь привлечь как можно больше абонентов. При этом технических средств для их дальнейшего обслуживания у них может не хватать.
Госспецсвязи ставит своей целью — рост общего уровня предоставления услуг на рынке. Кроме того, после принятия приказа Национальная комиссия по вопросам регулирования связи и информатизации сможет обязать операторов публиковать показатели работы сетей, а также контролировать их выполнение.
Согласно разработанным нормативам, операторы обязаны подключать по заявке абонентов к сети передачи данных общего пользования не больше, чем за 24 рабочих дня. Уровень отказов при регистрации в сети, точно так же как и уровень неудовлетворительных по скорости соединений не должен превышать 10%. Причем саморегистрация в сети должна длиться не больше 10 секунд.
И, наконец, вопрос, который многих беспокоит больше всего: если в работе сети появились неполадки, то они должны быть устранены в течение суток. Сейчас очень распростанены случаи, когда авария случилась на выходных, и пользователи ждут понедельника, чтобы доступ был восстановлен.
Кроме того, нормативами установлено количество обращений абонентов о произошедших ошибках в расчетах не должен превышать 1% от общего числа счетов.
Отметим, что в отличие от фактически бесконтрольного интернета, мобильная связь уже поставлена государством в более жесткие рамки. Показатели качества в этой сфере были утверждены Минтранссвязи еще в 2010 году. И операторы с тех пор отчитываются об их соблюдении регулятору.
Сейчас НКРСИ готовит изменения в закон, чтобы включить принцип обязательного выполнения нормативов в лицензионные условия. Это даст возможность сделать регулирование более жестким: если плохое качество связи, придется "сдать" лицензию. По такому же принципу, вероятнее всего, будет контролироваться и качество интернета.
Этот процесс будет отличаться от контроля мобильной связи тем, что большая доля интернетчиков (обслуживают около 30% от общей абонентской базы страны) — это локальные домашние сети, подключивши не более 10 тысяч человек каждая. Иногда эти фирмы отличаются даже более устойчивым сервисом, чем крупные игроки.
Но в небольших населенных пунктах, где, кроме них больше никого нет, качество связи может быть на порядок ниже столичного уровня. Причем "грешить" в таких районах могут не только мелкие сети, но и Укртелеком, который, как известно, имеет очень разветвленную сеть по Украине. Но там, где он монополист, подключения порой приходится ждать очень долго.
С мобильщиками государству будет куда проще разобраться: ни мелких компаний, ни монополистов компаний на этом рынке нет. Поэтому операторы даже сейчас стараются поддерживать качество на довольно высоком уровне, чтобы конкурировать друг с другом. Хотя в регионах и у них бывают заметные проколы.
В интернет-компаниях заявляют о том, что нормативы будет практически невозможно выполнить по ряду причин. "Несмотря на то, что у нас ремонты обычно происходят в течение нескольких часов, все еще есть случаи, когда мы не можем устранить неполадки в течение суток. А я знаю, что некоторые наши крупные конкуренты выполняют заявки на аварии иногда и за трое суток", — отмечает директор киевской сети "Триолан" Вадим Сидоренко.
Он говорит, что есть много случаев, когда интернет не может быть восстановлен по причине, не зависящей на прямую от провайдера. Например, собственники дома или "Укртелеком" — собственник кабельной канализации — временно не пускают представителей провайдеров к своему оборудованию. Или произошла авария на сети "Киевэнерго", и электричество не подается. "К нам каждый день приходят тысячи заявок на устранение неполадок. И, в примерно, 80% из них сбои в подключении к интернету происходят по вине абонента — установлен пиратский софт, передавлен ножкой стула кабель или человек просто подолгу не может понять, как влючается какая-то функция. В таких случаях нас тоже будут обвинять в нарушениях нормативов?", — добавляет Сидоренко.
Руководитель проектов интернет-оператора беспроводной связи "ИМК " Александр Федиенко соглашается с коллегой. Он считает, что такой документ нельзя будет применить в существующих условиях. "Во-первых, в Украине нет интернет-сети общего пользования. Во-вторых, каким-то образом, контролировать перемещение пакетов интернет-трафика не возможно. Рынок свободный, они идут как-угодно. Трафик от одного украинского абонента к другому может идти через Америку или Европу, если на внутренних точках обмена перебои", -отмечает он. Поэтому неудовлетворительная скорость предоставления услуги может зависеть не только от наших сетей, но и от заокеанских, которые проконтролировать нельзя. "Это не телефония, где голосовой трафик легко можно отследить, если это, конечно, не IP (не идет по интернет каналам)", — отмечает менеджер.
По мнению Сидоренко, администрация почуствовала, что рынок интернет-доступа за последние годы существенно вырос в деньгах. И неплохо было бы начать его взять под контроль. Но каким образом это нужно делать, она пока не придумала. Александр Федиенко предполагает, что, возможно, администрация разработала документ на будущее, когда интернет будет приравнен к общедоступным универсальным услугам. Хотя не исключает и того, что приказ был разработан просто "для галочки", чтобы имитировать видимость работы.
Новости партнеров
Новости