Рубрики
МЕНЮ
Виталий Войчук
О перспективах отечественного компьютерного производства мы беседуем с Александром Кондауровым, "старожилом" ИТ-рынка, который на протяжении долгих лет был руководителем одного из крупнейших украинских компьютерных производств.
proIT: Согласны ли вы с тем, что планшеты и смартфоны стали главными "могильщиками" традиционного десктопа?
Александр Кондауров: Ни в коем случае! Эти форм-факторы преследуют совершенно разные цели. Как планшеты, так и смартфоны предназначены для комфортного потребления контента. Создавать контент на них практически невозможно. Вот простейший пример: попробуйте на планшете понабирать большой объем текста. Незабываемые впечатления гарантированы! Иными словами — это крайне неудобно. Планшеты и смартфоны — это устройства для мобильного потребления информации.
Да и в плане потребления контента новые форм-факторы выигрывают не всегда. Если вам дома срочно нужно найти что-то в интернете, вы, скорее всего, сядете за "нормальный" компьютер с привычной клавиатурой, чем будете тыкать пальцем в маленький сенсорный экран. Конечно, где-нибудь в ресторане вы будете использовать смартфон или планшет, но только по причине отсутствия доступа к ПК. Планшеты и смартфоны — отдельная ниша, которая к десктопам практически никакого отношения не имеет.
proIT: Тогда почему десктоп вымирает, а западные производители говорят об "эпохе пост-ПК"?
А. К.: Десктоп не вымирает, у него всегда останется своя ниша — создание контента. Причём, профессионального контента, генерировать который на других устройствах неудобно или вовсе невозможно.
Я считаю, что главный конкурент традиционного десктопа сегодня — это ноутбуки, а вовсе не планшетные ПК. Во-первых, "ценовой барьер" заметно уменьшился. Для сравнения, раньше для покупки ноутбука с производительностью десктопа за $500, нужно было выложить $1000. Сейчас же десктоп и ноутбук со сравнимой производительностью стоят $300 и $350 соответственно. Но для обычного нормального пользователя ноутбук удобнее: он малогабаритный, содержит в себе и монитор, и клавиатуру.
Во-вторых, традиционную территорию ПК сейчас активно "отгрызают" игровые приставки и мультимедийные плееры. Пользователю удобнее купить малогабаритную "коробочку", установить её на телевизор, и забыть о громоздких десктопах.
proIT: Если рынок десктопов не умирает, то в каком направлении он развивается?
А. К.: За традиционными ПК всегда останутся две ниши, практически недосягаемые для новых форм-факторов — это профессиональные рабочие станции и мощные игровые машины. Это высокомаржинальные ниши, сборщики смогут на них заработать, но по объему рынка они невелики.
А для обычного "школьника", конечно же, ноутбук будет удобнее. Поэтому я прогнозирую, что дальнейшая компьютеризация населения будет идти в направлении ноутбуков, которые в ближайшем году станут самым массовым форм-фактором, вытеснив с этой позиции традиционный десктоп.
Также не стоит забывать ценовой фактор, особенно с учетом слабой покупательской способности украинцев. Если десктоп будет представлен, скажем, на $50 дешевле, то скорее покупатель выберет десктоп. И наоборот.
А если речь идет о снабжении сотрудников рабочими местами, тут десктопы могут напороться на еще один "подводный риф" — постепенный переход на тонкие клиенты. Они дешевле, их проще администрировать, с ними проще работать.
proIT: А захотят ли консервативные системные администраторы крупных компаний массово переводить свои машинные парки с традиционных десктопов на тонкие клиенты?
А. К.: Сисадмины — публика смышленая и достаточно современная, ведь они понимают, где им будет проще. Понятно, что у себя на столе администраторы оставят "настоящий" компьютер. Но что касается рабочих мест, сосредотачивая всю офисную работу на одном терминал-сервере, администратор существенно облегчает себе жизнь. И опять мы приходим к тому, что десктопы будут вытесняться из офисов с численностью сотрудников больше 5 человек.
proIT: Сколько лет еще проживет десктопная сборка в Украине и какие факторы на это влияют?
А. К.: До тех пор, пока будет существовать спрос на кастом-конфигурации, будет существовать и традиционный ПК. А отечественная десктопная сборка будет жить ровно до тех пор, пока будут заказчики, готовые заплатить за то, чтобы десктоп им собрал кто-то другой. Большой процент т.н. "энтузиастов" хорошо понимают, какая конфигурация им нужна, но покупать комплектующие самостоятельно боятся, и предпочитают заказывать десктоп в готовом виде.
Тем не менее, массовой промышленной сборке в Украине остались считанные годы. А производств типа K-Trade не будет уже никогда. За границу отечественная сборка тоже не переместится из-за лишних затрат. Что касается объемов производства десктопов в Украине, то по сравнению с "пиковым" 2008 годом современную сборку можно будет назвать мелкосерийной.
proIT: По какому пути развития, на ваш взгляд, пойдут украинские сборщики в случае заметного падения объемов производства?
А. К.: Наиболее очевидный путь развития для них — переход на модель чистой дистрибуции. К тому же почти все крупные сборщики уже имеют пакеты дистрибуторских соглашений и комплектующие для сборки поставляют себе сами.
Вполне возможно, что те сборщики, которые имеют возможность участвовать в тендерах на закупки компьютерной техники для госорганов, сместят свою специализацию в сторону сборки "для себя". Не исключено, что таким же образом будут "производиться" и ноутбуки для государственных тендеров — путем доукомплектации в Украине "барбонов" (от Barebone — предварительно собранная основа для крупноузловой сборки ПК — прим. ред.), произведенных в Азии.
Новости партнеров
Новости