Рубрики
МЕНЮ
Виталий Войчук
Ливанская писательница и журналист Джумана Хаддад мало кого в своей стране оставляет равнодушным.
Она уже привыкла к тому, что одни читатели ее превозносят, а другие шлют ей смертельные угрозы.
Джумана — редактор эротического журнала на арабском языке и автор книги, бросающей вызов сексуальным табу в арабской культуре.
Ее выходящий раз в квартал глянцевый журнал Jasad ("Тело") посвящен сексу, эротике и культу здорового тела. Статьи, публикуемые в нем, затрагивают широкий спектр тем — от сексуального насилия до вуаеризма и мастурбации.
Против журнала выступают и мусульманские, и христианские организации в Ливане, однако Джумана Хаддад заявляет, что подобные выступления не заставят ее замолчать. "Когда я начала выпускать Jasad, в мой адрес стали поступать многочисленные угрозы, — сказала она в интервью Би-би-си. — Но меня не запугать, я продолжила делать дело, в необходимости которого убеждена".
Я не думаю, что эротический журнал — это исключительно западное явление
Джуману Хаддад многие называют бейрутской Керри Брэдшоу — по аналогии с одной из героинь сериала "Секс в большом городе". Сама Джумана, однако, утверждает, что копирование Запада никогда не было ее целью.
"Я не думаю, что эротический журнал — это исключительно западное явление, — говорит она. — Я получаю отклики от женщин со всего арабского мира, пишущих мне о том, как им нравится Jasad".
Джумана Хаддад родилась и выросла в Ливане, в консервативной христианской семье. Она считает, что на Западе сформирован определенный имидж арабской женщины-жертвы, лишенной возможности решать, как ей жить и что делать со своим телом.
Но, как считает редактор, это клише отражает лишь одну, далеко не самую лучшую сторону жизни женщин в арабском мире. "Подобные проблемы действительно существуют, — говорит Джумана Хаддад, — но в арабских странах есть и другие женщины — свободолюбивые и эмансипированные. Именно они дают надежду угнетенным".
Иллюзия свободы
Как говорит Джумана, ее читатели делятся на две группы. Первые не стесняются покупать Jasad открыто. Вторые, — она называет их теневой аудиторией, — публично набрасываются на нее с критикой. А сами тайком почитывают журнал.
Несмотря на рискованное содержание журнала, его авторы всегда подписываются своими настоящими именами: "Я не признаю псевдонимов", — говорит Джумана Хаддад
В своей последней книге "Я убила Шахерезаду: признания разгневанной арабской женщины" она обрушивается с критикой на самих ее читательниц — за их пассивность в борьбе за свои права. По словам писательницы, ее книга отражает дилеммы женщины в арабском обществе.
Даже в самом Ливане, где женщины одеваются относительно свободно и могут проводить вечера в ресторанах и клубах, по мнению Джуманы Хаддад, они подвергаются дискриминации. "Женщины должны быть бдительными, чтобы не попасть в ловушку иллюзии свободы", — говорит она.
По мнению писательницы, женщины не должны бояться конфронтации, когда речь идет об их правах. "Именно поэтому я подвергаю сомнению образ Шахерезады. Шахерезада, как известно, договорилась с мужчиной: я буду рассказывать тебе историю каждую ночь, а ты за это оставишь меня в живых. Женщина зачастую сама себе главный враг", — поясняет она.
Интересно, что в адрес этой книги со стороны христианских церквей последовало почти столько же жалоб, сколько от мусульманских организаций. "Я думаю, мы недооцениваем влияние церкви. В церкви существует серьезная дискриминация, и я пишу об этом в своей книге, — рассказала Джумана Хаддад в интервью Би-би-си. — Христианство, по-моему, не так далеко ушло от ислама. Я убеждена в том, что религия — одно из главных препятствий для эмансипации женщин".
По материалам: "BBC"
Обсуждения
Новости партнеров
Новости