Рубрики
МЕНЮ
Виталий Войчук
"Комментарии" побеседовали с известным украинским режиссером и клипмейкером Сергеем Солодким
Сколько сегодня в среднем тратят наши артисты и продюсеры на один видеоролик? И сколько нужно денег, чтобы снять мало-мальски приличный клип?
В среднем около $30–40 тыс. Но это только если говорить о более или менее стоящих артистах — исполнителях первого эшелона отечественного шоу-бизнеса. В нынешних условиях такой бюджет как раз и является минимальным уровнем вложений, чтобы получилось качественно приемлемое видео. Что касается остальных, менее звездных исполнителей, а тем более всяческих "фабрикантов" и им подобных, то здесь траты на видеоработы меньше сразу на несколько порядков.
Стало ли у режиссеров меньше заказов на клипы?
Напротив, по сравнению с прошлым и позапрошлым годами прирост заказов весьма ощутимый — где-то в два-три раза. Как раз в количественном плане ситуация сумела вернуться на уровень 2007–2008 годов и чувствуется, что кризисные факторы немножко отступили.
А как сказалась на развитии рынка "цифровизация"? Остались ли в стране эстеты, продолжающие снимать на пленку?
Практически все клипмейкеры сегодня ушли в "цифру". Пленкой упорно продолжают пользоваться только режиссеры-фанаты, которые на ней выросли и сознательно игнорируют альтернативные возможности. Или люди, попросту не успевшие адаптироваться и совладать с новыми технологиями — главным образом, с цифровым колорированием. Как ни парадоксально, в Украине до сих пор мало кто может грамотно и качественно отколорировать "цифру".
А так по всем параметрам "цифра" в клипмейкерстве обошла пленку: и по техническим, и по финансовым факторам, конечно. Сегодня может существовать лишь "пленка ради пленки" — больше ничего полезного она в себе не несет. Напротив, удорожает и усложняет процесс производства — по самым минимальным подсчетам (стоимость самой пленки, ее перегонки и проявки, цветокоррекции и командировки в Москву, где это можно сделать), примерно $8 тыс. придется потратить дополнительно. Так что с финансовой точки зрения предпочтения со стороны заказчика очевидны.
Кроме более дешевого цифрового видеопроизводства, на чем еще удается сэкономить нашим продюсерам?
По-разному бывает. Как правило, сейчас стараются сэкономить на всем. В том числе и на самых затратных составляющих бюджета любого видеоролика: на съемочной технике, освещении и декорациях. Для этого просто берут фотоаппараты, выходят на улицы, снимают все подряд, а потом кое-как клеят в кучу. И вроде получают видеоклип. Многие наши артисты, например, приноровились для этого ездить за границу. С одной стороны, получают приятное путешествие, экзотический отдых. С другой, — им представляется удобная возможность наснимать необычных, новых для нашего зрителя пейзажей. И так выделиться в глазах публики. Таких примеров сейчас очень много. Примерно 30% видеоклипов, появляющихся в ротации, – это подобного рода проекты.
К подражанию западным образцам в отечественном клипмейкинге все уже привыкли. А что наши артисты копируют друг у друга?
Копируют подход — пути, как можно больше сэкономить. Эта установка сейчас пронизывает весь сегмент. Еще три-четыре года назад артисты скорее соревновались между собой в качестве и необычности видеороликов. Цена была второстепенным, хоть и очень важным вопросом. Сейчас наоборот. Любой артист охотно соглашается на вариант, когда он получает нечто похожее на клип, но при минимальных затратах. Сейчас во главе угла стоит бюджет, а потом уже все остальное. Качество видеоработ упало раза в три. Мы сейчас наблюдаем обратную эволюцию рынка. Этому способствует появление огромного количества людей, с трудом понимающих, что они делают, но у которых есть возможность купить фотоаппарат, снимающий видео. И, по-моему, только ленивый артист не отснял себе клип в таких условиях. Да, у исполнителей есть, с одной стороны, соблазн пойти к какому-то из топовых режиссеров типа Алана Бадоева, Кати Царик или Евгения Тимохина. Но потратить при этом придется $30–50 тыс. С другой стороны, можно найти мальчика, который только-только научился держать камеру в руках. И отснять с ним работу за каких-то $2 тыс., положившись на удачу. А вдруг выстрелит?! Логика такого выбора проста: даже если с результатом не больно сложится, так и деньги потеряются небольшие. Поэтому музыкальные продюсеры сейчас охотно идут на такие эксперименты, а потом, когда работа уже на руках, думают: "Ну не выбрасывать же ее". И идут договариваться на ТВ. Пока наши музыкальные каналы все это размещают, естественно, наш шоу-бизнес будет этим пользоваться. Зачем заботиться об эффективности снимаемых видеороликов, беспокоиться о контенте и вкладывать деньги в качество, если даже самый низший эшелон у нас имеет место в телеэфире.
Но продюсеры говорят, что видеоролики сейчас как никогда важны — это главный инструмент продвижения артиста с тех пор как поломалась альбомная культура. Новую песню даже на радио не хотят брать, пока не состоялась ее видеопрезентация...
Такая практика на радиостанциях существует. Но при всей важности клипа для современного продвижения артиста у нас это никоим образом не стимулирует качественный рост музыкального видео. Если посмотреть на эволюцию клипов исполнителей, то в большинстве случаев никакого развития вы не увидите. Зачастую первые клипы отечественных звезд, выпущенные несколько лет назад, куда интереснее, чем то, что мы видим сейчас.
В последний год в Украине взялись активно использовать заморские штучки типа тизеров к будущим роликам, эксклюзивных премьер на видеосервисах и т.д. Какова отдача от этих инструментов продвижения видео в украинских реалиях?
Учитывая текущий уровень проникновения Интернета, все это более чем оправданные инструменты. Полноценных музыкальных каналов в Украине не так уж много. Да и целевая аудитория нашего шоу-бизнеса в последнее время все больше находится именно в Интернете. Плюс к этому в условиях строжайшей экономии любые средства, которые не несут дополнительных затрат, хороши. Взять те же видеосервисы. Они бесплатные, в отличие от музыкальных каналов, где за ротацию клипа в эфире продюсерам нужно платить. Но их эффективность даже сравнивать с ТВ не приходится — если видеоработа получилась неплохая, при нулевых затратах отдача будет очень большой, и главное, ее можно точно зафиксировать. Так, отдельным удачным видеороликам удается собрать по три-четыре миллиона просмотров в Интернете.
Фото: PHL
Новости партнеров
Новости