19 октября 2010, 09:35
Поделитесь публикацией:
Нобелевская смесь

Редкий случай – нобелевские лауреаты этого года кое-что сделали и для простых людей

Завершилась ежегодная нобелевская неделя, в течение которой объявляются новые имена нобелевских лауреатов. Не так давно, каких-нибудь лет двадцать назад, это было заметным событием в мире.

Шутка сказать, человеку дают целый миллион только за то, что он умный! Однако череда мировых кризисов и инфляция лишили мистической ауры понятие "миллионер", и премия утратила свою магию. Она даже выросла сейчас до полутора миллионов долларов США, но на что они годятся?

На квартиру в центре Киева, конечно, достаточно, но на нестыдный домик в каком-нибудь райском уголке уже не хватит. А если она больше не сулит "миллионерскую" жизнь на оставшиеся годы и безбедное существование для потомства, то что остается от Нобелевской премии? Открытия ее лауреатов, например "катализируемые палладием реакции кросс-сочетания" (премия этого года по химии)? Нет, конечно. И остается от публичной стороны Нобелевской премии лишь знакомство с сильно пожилыми джентльменами характерной внешности, которую нынешнее молодое поколение прозвало метким словечком "ботаник".

Но примерно раз в десять лет премию дают за что-то такое, что не оставляет народ равнодушным. Так было, например, в 1998 году, когда Нобелевскую премию дали за виагру. Всем было понятно, за что ее дали, никто не сомневался, что награда заслуженная, а наука, которой занимаются данные ученые, архиважная.

Так случилось и в этом году, когда премию по физиологии и медицине присудили американцу Роберту Эдвардсу за открытие метода экстракорпорального оплодотворения (ЭКО). За методику производства детей в пробирке, как окрестили этот метод в народе.

Близнецовый бум

К сожалению, у достаточно большого числа современных женщин яйцеклетка по тем или иным причинам не может попасть из яичника в матку, и они не могут забеременеть. Результат — жизненные драмы, разводы и прочие неприятные вещи.

Эдвардс первым извлек из организма такой женщины яйцеклетку, полил ее мужской спермой в пробирке и уже оплодотворенную вернул в женский организм — прямиком в матку. Женщина стала матерью. Случилось это в 1978 году в семье американских супругов Браун.

За прошедшие с того времени годы результатом открытия Эдвардса стали не только сотни тысяч счастливых родителей и спасенных браков, но и резкий рост продаж в мире двойных детских колясок для близнецов. Особенно часто такие коляски можно сейчас встретить на улицах западноевропейских и американских городов, где до трех попыток ЭКО входит в пакет социального медицинского страхования, то есть бесплатны.

Сам Эдвардс подходил к проблеме как настоящий ученый, то есть был обременен такой химерой, как совесть. Он подсаживал женщинам по одной яйцеклетке. Врачи-практики об этических соображениях и прочих благоглупостях даже не думали. Процедура ЭКО дорогое удовольствие, и клиент готов платить только при условии уверенности в результате. А с результатом поначалу была проблема. Вероятность приживления оплодотворенной яйцеклетки в матке была на уровне 10–15%.

Врачи легко решили эту проблему. Они кололи женщине лошадиную дозу гормонов, в ее яичнике вместо одной яйцеклетки в месяц (как запрограммировано природой) вырастало сразу две, три, четыре, пять, иногда даже больше. Затем все их оплодотворяли в пробирке и все скопом подсаживали в матку. А потом, если все они или часть из них укоренялись, выжидали, когда эмбрионы приобретали человеческие черты, и с энтузиазмом царя Ирода лишних младенцев крошили хирургической сталью на куски, извлекали эти куски из матки и выбрасывали на помойку. Оправданием процедуры служило то, что женскому организму трудно выносить и родить тройню, четверню, пятерню и так далее.

Отчаявшиеся иметь наследников родители это поначалу терпели, но потом даже им стало стыдно, не говоря уж о посторонних людях. Врачам указали на недопустимость их поведения, и уже лет десять им запрещено подсаживать в матку больше двух яйцеклеток. А поскольку методика Эдвардса постоянно совершенствовалась, то в итоге, как правило, и рождались сразу два разнояйцевых близнеца. И в странах, где государство оплачивало три попытки ЭКО, кривая продаж двойных колясок для близнецов резко пошла вверх.

За эти коляски и счастливые лица катящих их родителей и получил премию Нобеля Эдвардс. Народ это оценил и лишний раз помянул добрым словом и Нобеля, и его нынешних душеприказчиков, и ученых, которые, оказывается, иногда делом занимаются.

Но одной премией Боба Эдвардса дело не ограничилось.

Ложный выбор

Премию по физике за создание из углерода нового материла графена толщиной всего один атом, наверное, вообще никто бы не заметил, если бы один из ее лауреатов, голландский ученый российского происхождения Андрей Гейм, не получил бы десять лет назад Игнобелевскую (Шнобелевскую, как ее иногда переводят у нас) премию.

Эти шуточные премии присуждают в США за наиболее идиотские с точки зрения здравого смысла научные работы. Например, за открытие, что коровы, имеющие клички, дают больше молока, чем безымянные. Шнобелевскими лауреатами заслуженно стали ученые, написавшие монографию "Ранения, причиняемые падающими кокосами". И многие другие, проедающие научные гранты на подобных темах.

Андрею Гейму дали Шнобелевскую премию 2000 года за левитацию лягушки в магнитном поле. Ученый посадил земноводное на электромагнит, и, включив его, наращивал силу магнитного поля. Когда она стала в 30 тысяч раз сильнее земного магнетизма, лягушка плавно поднялась в воздух и зависла в нем, как НЛО, пока магнит работал. Когда магнит выключали, она шлепалась на землю и прыгала себе дальше, как все ее сородичи.

Парящая лягушка с растопыренными лапами была настолько уморительной, что все хохотали. Хотя было вполне научное объяснение феномена. Молекулы воды — диамагнетик, то есть не притягиваются, а отталкиваются магнитом. Лягушка маленькая, легкая, а воды в ней много, вот она и преодолела земное притяжение.

О парящей лягушке Гейма все давно забыли. Нобелевская премия этого года заставила о ней вспомнить. И задуматься, какое из ученых занятий полезнее: создать еще одну разновидность графита или отменить для живого существа силу тяжести. По здравому размышлению вы тоже, наверное, придете к выводу, что Нобелевскую премию Гейму не за то открытие дали.

ПОЛЕЗНО

Премиальные от "Газпрома"

Нобелевскую премию ругают все кому не лень, но пытки составить ей конкуренцию не прекращаются вот уже сто лет. Последний раз такую попытку предприняли ОАО "Газпром", РАО "ЕЭС России" и НК ЮКОС, которые в 2002 году учредили в России премию "Глобальная энергия" с премиальным фондом $900 млн. и обязательством увеличивать его на $100 тыс. ежегодно.

В 2003 году премия выросла до $1 млн. Но в том же году председатель правления ЮКОСа Михаил Ходорковский оказался за решеткой, и на активы компании был наложен арест. А в 2005 году председатель жюри "Глобальной энергии" академик Жорес Алферов (нобелевский лауреат по физике 2000 года, кстати) присудил премию себе — в связи с собственным 75-летием. Его ученые коллеги в других странах подумали было, что это шутка, но когда премию Алферову вручил лично президент РФ Владимир Путин, престижу "Глобальной энергии" был нанесен сокрушительный удар.

В 2007 году премия была переведена в национальную российскую валюту — 30 млн. руб., и в долларовом выражении практически вернулась сейчас к исходному размеру.

Шведский стол

Церемония награждения Нобелевскими премиями проходит 10 декабря, в день смерти Альфреда Нобеля. Король Швеции вручает лауреатам в стокгольмском Концертном зале золотые медали, дипломы и чеки (премию мира вручает в Осло король Норвегии). А вечером в Голубом зале стокгольмской ратуши начинается банкет.

За центральным столом король по традиции сажает рядом с собой жену лауреата по физике. А по правую руку от шведской королевы усаживается сам лауреат по физике. Другие лауреаты садятся рядом со шведскими принцессами и высшими чиновниками королевства.

В прошлом году у них на закуску был лобстер под соусом тартар, моллюски и бледная икра ряпушки, основным блюдом — фаршированные трюфелями перепела с корнем петрушки, брюссельской капустой и подливкой на портвейне. Пили французское шампанское и бордо. На десерт подали сырный мусс с сорбе из облепихи и кофе с коньяком Remy Martin и апельсиновым ликером куантро.

Этот нобелевский ужин может заказать себе за $200 любой украинец, попавший в Стокгольм, в ресторане ратуши. Но прошлогодний. Меню этого года хранится в тайне, оно станет известным и появится в ресторане ратуши только после нобелевского банкета.

По материалам Weekly.ua.



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!