Главная Новости Досуг Церковный телесериал на средневековые мотивы
commentss НОВОСТИ Все новости

Церковный телесериал на средневековые мотивы

Ширму «диалога об объединении украинского православия» подержат до следующей политической кульминации

8 апреля 2014, 00:15
Поделитесь публикацией:
Церковный телесериал на средневековые мотивы

Многие не могут взять в толк: как у владык РПЦ поворачивается язык говорить о "единстве славянских народов" на фоне военной агрессии России против Украины? Что за абсурд? Какое "братство"? Зачем они лгут? Что значит "церковь над политикой"? Церковь — это верные. Которые еще немного — и пойдут убивать друг друга. Даже если забыть о том, что РПЦ никогда не была "над политикой" — всегда "под", законы военного времени никому не оставляют места "вне". Как можно благословлять своих верных на защиту родины и спокойно сохранять единство с теми, кто, в свою очередь, благословляет штыки, направленные против твоей родины?

Всех тех, кто с оглядкой на контекст переживал за УПЦ МП, можно успокоить. Здесь постепенно приходят в себя — после революционного шока, после бегства "православного президента", после того, как "духовная столица" фактически объявила Украине войну. После треволнений, связанных с национальным подъемом и антимосковской вспышкой, успехами конкурентов из УПЦ КП, провокациями под обеими лаврами, захватами и прочими рецидивами девяностых. После потери Крымской митрополии. Было от чего почувствовать себя не в своей тарелке.

Но не впервой же! Для начала УПЦ МП после минутной растерянности привычным жестом извлекла из внутреннего кармана и кинула на стол свою "украинофильскую" карту. Вперед выдвинулись проукраинские владыки и клирики, их голоса зазвучали как никогда слаженно и звонко. А куда же делись промосковские? Где вчерашние любимцы публики, благословлявшие Путина и проклинавшие "бендеровцев"? Их просто на время немного оттеснили от микрофонов. Теперь мы знаем, что УПЦ МП искренне сочувствовала Майдану и вместе с нами оплакивает "Небесную сотню". О том, что владыки и клирики — не эти конкретно, но принадлежащие к той же церкви — продвигали виновника их смерти, "православного президента" Януковича, благословляли голосовать за него, занимались агитацией прямо в храмах, мы, надо думать, не вспомним. И не спросим, а где они, эти клирики и владыки? Неужели сосланы для покаяния в отдаленные монастыри?

Следующий уже отработанный "кризисный жест" — активизация "диалога об объединении украинского православия". Просто дежавю. Словно и не было последних десяти лет и на дворе снова 2004-й. Тогда, после победы Ющенко, все тоже зашевелились, заговорили об объединении, а на самом деле весь этот "диалог" оказался ширмой, за которой просто пережидали смутные времена. Убедившись, что за поддержку Януковича бить не будут, УПЦ МП расправила плечи и подпустила в голос бархатные нотки. Патриарх Филарет и его окружение, впрочем, тоже не выглядели расстроенными. Совсем напротив. Жизнь покатилась дальше по тем же рельсам.

Ширму убрали, но выбрасывать не стали — хорошая вещь, может еще пригодиться. И вот ведь — как нашли. Судя по риторике, все снова ждут, что будет, как в 2004-м. Все уляжется, выберут президента, Путин уведет с границ армию, так или иначе уймутся радикалы. Люди при власти если и поменяются, то не слишком — со всеми "проходными кандидатами" уже знакомы, встречались, работали. Церковная собственность останется в тех же руках. С Москвой все равно придется сосуществовать если не в дружбе, то хотя бы в плохоньком мире. Религиозные конфликты никому не нужны. С потерей Крыма все смирятся — и Украина, и мир, и, уж конечно, УПЦ МП.

А как же объединение? Диалог? А что там, встретились, поговорили. Кворум пришел, а консенсус — нет. Не готовы мы объединяться. Патриарх Филарет, видите ли, не хочет уступить. Вот если бы он ушел... Одиозная личность, авторитарный, анафематствованный и т.д. К тому же у него политические мотивы. Правда, на его стороне народная симпатия... Зато у УПЦ МП — каноничность и больше приходов. Зато у вашей УПЦ МП каноническое единство с Москвой, а УПЦ КП, как уже было говорено-переговорено, "под Москву" не пойдет. Зато у нас — мировое признание, а у вас — Филарет с анафемой. А у вас — Агафангел с Лебедем... В общем, ширму подержат, пока в этом будет смысл, а потом снова унесут. До следующей политической кульминации.

В политике священноначалия обеих церквей ничего не меняется по сути. Изменения — косметические. В УПЦ МП на время притихло промосковское крыло, но коренных перемен ждать не приходится. Митрополит Онуфрий — достойный владыка, но совсем не реформатор и никак не "объединитель". Архиерейский собор и выборы местоблюстителя Киевской кафедры оказались превосходной иллюстрацией того, как решаются вопросы в УПЦ МП: все решило вмешательство светских политиков и интрига в рядах якобы "союзников". В результате местоблюстителем становится вовсе не тот человек, который должен был стать по общей договоренности.

Иерархия обеих православных церквей Украины органично вписались бы в какой-нибудь телесериал на средневековые мотивы. Их противостояние вполне хрестоматийно и могло бы стать прекрасной сюжетной основой. С одной стороны — авторитарный владыка, крепко держащий в руках всю свою "вертикаль" и срезающий под корень вокруг себя всех, в ком видит потенциальных конкурентов. В результате единовластию ничего не угрожает, но будущее сомнительно, поскольку владыка стареет, а передать дела некому. С другой стороны — классическая феодальная держава, в которой каждый удельный князь ведет собственную игру, заключает ситуативные союзы с соседями и богатыми горожанами, а также время от времени — с владыкой соседнего мордора, который использует эту междоусобицу в интересах собственных и своей страны.

Но чего-то не хватает в этом телесериале, фэнтезийщина какая-то получается. Художественной правды нет, то есть ощутимой связи с реальностью. Средние века давно прошли. А церковь — это не иерархия, не совокупность владык и их интересов, а народ Божий. И народ этот живет в реальном мире, в котором гибнут люди, сотрясаются границы и вот-вот может начаться самая настоящая война. Люди ищут церковь, которая жила бы их тревогами и чаяниями, а не указывала в ответ на каждую попытку повернуть ее лицом к верным, что она "над", "вне" и вообще не по тем делам.

Церковь потеряла (или сознательно выхолостила) все способы влияния на церковную политику со стороны мирян. Она говорит от имени "народа Божьего", но на самом деле она выдает за "волю народа" волю священноначалия. Спросите, есть ли у украинских православных любой конфессии воля к церковному единству? Наверняка большинство ответит положительно. Но это большинство может утереться. Потому что священноначалию на самом деле никакое объединение не нужно. "Духовная диверсификация" по-своему выгодна и для светских, и для церковных политиков. То есть де-факто проект "церковной федерализации" у нас реализован давно, в разных ракурсах, и никто не собирается от него отказываться и впредь.

 



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник: Екатерина Щеткина
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!