Рубрики
МЕНЮ
Виталий Войчук
Фильм Мирослава Слабошпицкого "Племя" начинается обыденно: видим на общем плане, как люди ждут троллейбус на остановке, и какой-то парень с рюкзаком и чемоданом в руках спрашивает у них дорогу. Потом он топает вверх по лестнице, доходит до здания обычной, небогатой школы. Смотрим через стекло, как там проходит торжественная линейка — открытие учебного года. Мы так и не услышим ни слова до самого конца. Все актеры – глухие, все диалоги – на жестовом языке, действие – в специализированной школе-интернате.
Этот фильм – об общине, сложившейся в силу более глубоких причин, нежели социальные. Иными словами – о племени. Сюжет определяют его действия, его ритуалы, его иерархия. Поэтому, например, большинство событий происходит на среднем или дальнем плане – важно охватить именно сообщество. Оптика фильма вообще близка к документальной: Слабошпицкий никуда не торопится, отслеживая каждую отдельную ситуацию до конца: фильм разбит на 25 фрагментов, каждый из которых снят одним кадром без монтажных склеек. Такое неторопливое наблюдение, рассматривание происходящего сообщает всей картине потрясающий эффект подлинности, присущий именно неигровому кино. "Племя" – это царство движений, отданное на откуп жесту. Режиссер отказывается от языка слов в пользу языка визуального. Слова, которые очень часто служат спасательным кругом для слабого кино, не нужны Слабошпицкому, чтобы сказать зрителю все, что нужно.
И именно поэтому режиссеру без пошлости и без грубости, а именно так, как нужно для драматургии картины, удается показать секс и насилие – умение, похоже, вообще не присущее отечественным режиссерам. Не умеют наши кинематографисты нормально показать ни драку, ни постельную сцену. У Слабошпицкого же это выходит. Эротические сцены в "Племени" хороши и уместны, и выстроены в соответствии со своей внутренней хореографией.
Как и положено, Сергей – так зовут главного героя – проходит инициацию (прекрасно поставленная сцена драки на заднем дворе перед отчаянно жестикулирующими однокашниками), а после делает то же, что и остальные соплеменники. Ходит на ночные грабежи, пирует после дела, помогает наказывать провинившихся младшеклассников, получает повышение в иерархии – возит водителям грузовиков девушек, которые зарабатывают для племени проституцией, однако, когда влюбляется в одну из них, все начинает рушиться. Жестокие и прагматичные обычаи общины не предусматривают любви. Однако эта трагедия не обусловлена одними лишь социальными условиями.
Дело в том, что у главного героя – парня, вообще-то, неприметного – есть одно уникальное качество: внутренний слух, внутренняя чуткость. Он единственный, кто пытается вырваться из бессловесного замкнутого круга торговли всем и вся. Потому что способен любить. Он восстает и преодолевает законы племени подобно настоящему трагическому герою –одиноко и дерзко бросает вызов судьбе. И одолевает ее, завоевывая свободу, пусть и немалой ценой.
"Племя" – не только успех украинского кино (количество фестивальных наград и восторженных откликов международной прессы не поддается учету), это еще и новый язык, отечественному кинематографу до сих пор не знакомый. Слабошпицкий бросил невероятно мощный вызов. Консерваторы от киносообщества уже отреагировали, со скандалом послав на соискание "Оскара" другую картину. Однако на объективное положение вещей это, конечно, никоим образом не влияет. Именно от "Племени" теперь идет отсчет новой эпохи в отечественном кино.
Видео: TrailersUA/YouTube
Новости партнеров
Новости