Рубрики
МЕНЮ
Виталий Войчук
На конспирологические теории тоже существует мода. На смену "плану Даллеса" пришла "шахматная доска Бжезинского", на рубеже тысячелетий последним веянием считались "цветные перевороты Шарпа". Сегодняшний писк конспирологической моды — "окна Овертона", провозглашенные любителями всемирного заговора универсальной сверхтехнологией по обработке массового сознания.
Как утверждают исследователи мировой закулисы, именно на основе "окон Овертона" геям и лесбиянкам удалось навязать обществу свои ценности. А технология, мол, настолько совершена, что позволяет легализовать и каннибализм, и педофилию — да причем так, что несогласные с таким "расширением прав человека" будут объявлены врагами свободы. Неудивительно, что "истинной" причиной и Евромайдана, и дальнейшего противостояния в Украине было объявлено влияние этой самой технологии — как об этом открыто заявил, например, Виктор Янукович-младший.
Все бы хорошо, но к реальному Джозефу Овертону все это имеет весьма отдаленное отношение.
Прозаическая теория
Юрист Джозеф Овертон трудился в Макинакском центре публичной политики (Mackinac Center for Public Policy), штат Мичиган, с 1990 года до своей гибели в авиакатастрофе в 2003‑м. Этот центр — типичный американский неправительственный неприбыльный think tank. "Информационными войнами" и "зомбированием" центр никогда не занимался, сфера его интересов — экономика и социалка: налоги, бюджет, образование, страховая медицина, трудоустройство и администрирование. Идеология — неоконсерватизм с либертарианским уклоном: чем меньше государства, тем лучше. Список всех работ Овертона, кстати, доступен на сайте центра — и ни одна из них не посвящена никаким "окнам".
Откуда же взялся термин? После гибели Овертона его коллеги, и прежде всего Джозеф Леман, возглавивший "мозговой трест", вспоминали, что Овертон любил использовать метафору "окно возможностей" применительно к политике. Именно в честь покойного и была названа теория, оформленная и озвученная уже после смерти самого Овертона. Но что же это за "окна"? Все предельно практично и опять же не имеет отношения ни к революциям, ни к геям.
Речь идет о том, что степень вмешательства государства в ту или иную сферу можно изобразить в виде своеобразной шкалы. Допустим, речь идет о праве собственности: крайней точкой "несвободы" в данном случае будет существование только государственной собственности, крайней точкой "свободы" — полное отсутствие оной. Но между ними будет ряд промежуточных стадий, к примеру таких: 1) существует нелегальная частная собственность; 2) существует так называемая личная собственность; 3) существует коллективная собственность; 4) частная собственность ограничена и не распространяется на средства производства и т.д.
Так вот, те формы собственности (точнее, границы вмешательства государства в право собственности), которые общество считает для себя приемлемыми, и попадают в "окно политических возможностей". Знать, где проходят границы "окна", в первую очередь важно политикам — ведь победить на выборах сможет тот, кто будет предлагать то, что большинство избирателей считают нормой. К примеру, в Украине полная отмена частной собственности в "окно Овертона" не попадает, поэтому коммунисты (даже если простить им все грехи) выборы не выиграют. С другой стороны, ничем и никак не ограниченная купля-продажа земель сельскохозяйственного назначения тоже не попадает в "окно Овертона".
Такие шкалы с отмеченными на них "окнами возможностей" — в отношении медицины и образования, рынка труда и административных услуг — очень полезная и наглядная вещь для политиков и вдумчивых избирателей. Но главный и действительно крайне важный вывод — в том, что "окна" по шкале приемлемости двигают и расширяют не политики (за очень редким исключением). Сдвиги или расширение границ "окна" происходят не тогда, когда идеи изменяются среди политиков, а тогда, когда они изменяются в обществе, которое голосует за этих политиков. Проще говоря, если избиратели массово голосуют за условного радикала, призывающего всадить вилы в пузо чиновникам или олигархам, происходит это не оттого, что общество заразилось данной идеей, а потому, что радикал уловил, что "вилы в пузо" попали в "окно Овертона" для данного общества.
Апокалиптический бестселлер
Так откуда же взялись "овертоновские геи-каннибалы"? Почти по случайности. В США есть очень известный и очень эпатажный публицист, писатель, радио- и телеведущий Гленн Бек. Он — ярый консерватор, настоящий "обаманенавистник" и большой любитель... разоблачать заговоры.
В 2008 году в одной из передач встретились Гленн Бек и Джозеф Леман. Последний рассказал об "окне возможностей". Бек буквально заразился идеей о том, что "окно" можно сдвигать по шкале ценностей. В 2010 году Бек издал роман-триллер под названием… "Окна Овертона". Сюжет романа вертится вокруг разоблачения заговора против Америки, причем главный отрицательный персонаж-заговорщик использует теорию "окон Овертона" (в изложении Бека). Роман имел успех, о теории заговорили по обе стороны Атлантики.
Так вот, на постсоветское пространство попала уже, так сказать, теория "окон Бека — Овертона". И выглядит она теперь в несколько перевернутом виде: интерес прикован не к самим ценностям, а к отношению общества к ним. Если коллег Овертона интересовали конкретные шкалы свободы-несвободы, то в том гибриде, который дошел к нам, все внимание приковано к шкале "терпимости", к тому, как оценивает общество ту или иную идею. А степени принятия выглядят следующим образом: немыслимое — радикальное — приемлемое — разумное — популярное — политическая норма.
Геи — действительно удачный пример. Когда-то заключение однополых браков было просто немыслимым. Потом эта идея была озвучена, но воспринималась как радикальная. Позже общество согласилось с тем, что в принципе такое возможно — пусть чисто теоретически, но не здесь и не сейчас. Еще позже были найдены разумные доводы в пользу гей-браков (вопросы наследования, совместного владения имуществом). Наконец, идея была популяризирована (среди звезд поп-культуры — множество геев). В финале политики приняли соответствующие законы, и "окно" сместилось настолько, что во многих странах мысль о запрете гей-браков сама перешла в разряд радикальных.
Секс с динозавром
"Ага, — скажут конспирологи, — но ведь это работает!" И будут неправы. Первичным все равно остается общество, а не "окно" и те, кто пытается его "двигать" или "расширять". Гей-браки стали возможным потому, что в обществе существует определенное количество заинтересованных в этом геев (а не геи появились потому, что менялось отношение к гей-бракам). Обратный пример: сколько ни пытайся двигать "окно Овертона" для внедрения идеи о приемлемости браков с инопланетянами или динозаврами — ничего не выйдет. За неимением инопланетян и динозавров.
С каннибализмом — аналогично. При достатке продовольствия идея не найдет достаточного количества сторонников, но если общество поместить в условия блокадного Ленинграда, смещение "окна" произойдет и без всякой пропаганды. Не сложнее опровергнуть страшилку о том, что педофилия станет нормой. Родителей, лично заинтересованных в уничтожении педофилов, всегда будет больше, чем самих педофилов: "окно" и не откроется.
Ну а сами технологии популяризации идей были открыты задолго до Овертона и Бека. Стадии "актуализации темы", которые описывает технология "окон": вброс идеи радикалами, обсуждение идеи экспертами, эмоциональная обработка идеи (применение эвфемизмов), апелляция к высшим ценностям и рациональное обоснование, популяризация средствами шоу-бизнеса и СМИ — все они были известны и изучены еще в XX веке. А "окна Овертона" — действительно удобная и практичная форма для анализа общественных настроений.
Показательно, кстати, что конспирологи, клеймящие "разрушительные информационные технологии", совершенно не задумываются о том, что технология тем и хороша, что ее можно использовать с любой целью — в том числе и с благой. К примеру, было бы любопытно определить на шкале "окон" приемлемость идеи гражданского мира в Украине.
Новости партнеров
Новости