Рубрики
МЕНЮ
Виталий Войчук
Не все игрушки одинаково полезны — к такому выводу пришли устроители конкурса “Детские психологи рекомендуют”. На этот раз проверяли не содержание вредных веществ, а именно психологическую составляющую. По каким критериям специалисты отбирали лучших из лучших? И почему невзрачный серый ослик стал главным другом всех детей? На эти вопросы корреспонденту “МК” ответили эксперты.
Дети с ними спят, едят и не выпускают из рук ни на минуту — только такие игрушки, по мнению психологов, смогут стать лучшими. Вот, например, невзрачный серый ослик. Еле намеченные черты мордочки, сидячая поза и мягкая шерстка помогли ему обогнать конкурентов — ярких зайцев и мишек. Он стал одним из 10 лучших игрушек, которые были отобраны по результатам психолого-педагогической экспертизы в 2009 году.
Елена Смирнова, руководитель Московского городского центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек, рассказала: на то, чтобы проверить игрушку на “профпригодность”, уходит не менее двух недель. На первом этапе игрушка проходит этический фильтр, если кукла голая или агрессивная, дальше ее не пустят. “Был у нас на экспертизе набор “Кровавый убийца” и доктор, который пинцетом вытаскивал внутренности. Эти игрушки мы сразу завернули”, — говорит Елена Смирнова.
На втором этапе проверяется развивающий потенциал, какие качества у ребенка может развить игрушка. Например, яркая уточка, которая хлопала крыльями и забавно крякала, неожиданно была тоже забракована. “Играть с ней нельзя, — утверждает руководитель центра. — Она забивает активность ребенка, ей можно только один раз удивить младенца и поставить в дальний угол”. И таких игрушек море на прилавках — яркие и привлекательные с виду, они совершенно непригодны для игры.
Третьим критерием является качество исполнения. По сути, не материал решает участь игрушки, а его качество и функционал. “Нужно, чтобы волосы у куклы не вылезали и глаза не западали — это тоже мешает играть ребенку”, — говорит Елена Смирнова. И только после этих трех этапов игрушки допускаются к детям. Психологи наблюдают за ребятней, как те их используют и насколько увлеченно играют.
— Универсальной игрушки не существует! — утверждают организаторы конкурса. — Каждая должна быть предназначена для своего возраста и вида игры.
Корреспондент “МК” удивился обычности победивших игрушек: деревянные кубики, конструкторы, настольные игры и мягкие зверюшки.
Порой именно невзрачная с виду игрушка завоевывает сердца детей. Маленький зверек вызывал у детей только дружеские чувства, дети хотели за ним ухаживать и именно с ним придумывали самые интересные сюжеты для игр. Набор из семи оранжевых шариков тоже привлекал внимание детей. С виду и не поймешь, как с ними играть. Шары разного размера, издают звуки и криво катаются, а оказалось, что детям они очень нравятся. Не навязывают никакого действия и сами ведут игру — их можно выстраивать в ряд, слушать, как отличаются по звуку. Благодаря этим качествам “Звучащие шарики” стали самой универсальной игрушкой.
Сами организаторы говорят, что их экспертиза добровольна и носит только рекомендательный характер. Все игрушки будут рекомендованы Департаментом образования для оборудования дошкольных учреждений.
Но главный совет один — игрушек в комнате у ребенка не должно быть много, но они должны быть качественные как по исполнению, так и по применению.
Автор: Анна Горчакова
По материалам: “МК”
Обсуждения
Новости партнеров
Новости