Законопроект "Покупай украинское" vs система госзакупок ProZorro

Законопроект «Покупай украинское» «убьет» систему госзакупок Прозорро

Принятый Верховной Радой 7 декабря за основу законопроект №7206 "Покупай украинское, плати украинцам" уже стал предметом многочисленных споров: эксперты спорят принесет ли этот проект пользу национальной экономике или же станет еще одним подспорьем отечественным олигархам и испортит отношения с Евросоюзом.

У законопроекта много "спорных" пунктов, но одним из наиболее яростных его критиков является заместитель министра экономического развития и торговли Максим Нефедов. В качестве основной аргументации своей позиции чиновник утверждает, что принятие подобного закона фактически "убьет" систему электронных госзакупок ProZorro, одним из идейных создателей которой он является.

Причем ради этого чиновник не стесняется выносить споры в публичную плоскость.

Нефедов vs Галасюк

Начиная с 7 декабря замминистра экономического развития и торговли Максим Нефедов фактически превратил свою страницу в социальной сети Facebook в платформу для борьбы с законом "Покупай украинское" - ежедневно на ней появляется гневный пост против закона и принявших его депутатов, а бывает, что и не один.

Суть протеста Нефедова проста: по его мнению данный закон нарушает Соглашение об Ассоциации с ЕС, несет сумасшедшие коррупционные риски, принесет дополнительную нагрузку на государственный бюджет - так как позволит на законных основаниях отечественным поставщикам на тендерах повышать свои цены на 25-43% при наличии 23 справок, "убьет" желание национальных производителей обновлять производство, так как можно будет просто "брать свое" на государственных тендерах.

 Гройсман заявил, что благодаря системе электронных торгов ProZorro за год удалось сэкономить 19,1 миллиарда гривен государственных средств. Также, по его словам, за это время система доказала свою эффективность: количество проведенных процедур возросло на 550%, количество участников - на 384%, сумма объявленных торгов увеличилась почти в 10 раз - с 75 млрд грн. до 725 млрд грн.

Такова светлая сторона вопроса, но, как и у всего в Украине у нее есть и сторона темная, которая проистекает от вмешательства в сферу госзакупок влиятельных сил из числа государственных чиновников и "серых кардиналов", которые умудряются нивелировать даже основной критерий - цену.

Так, в ходе одного из тендеров на обогащение 40 тысяч тонн угля для ГП "Лисичанскуголь" победителем оказалась обогатительная фабрика "Комсомольская", несмотря на то, что за свои услуги она запросила на 160 тысяч гривен больше, чем ее конкурент ООО "Промышленная компания "Обогатитель". Объяснением тому в СМИ называют тот факт, что теневым партнером владельца фабрики Виталия Кропачева являются кураторы Блока Петра Порошенко Кононенко-Грановский, которые могут обеспечить победу на тендере.

В чем в таком случае плюс ProZorro - непонятно.

Равно как и непонятно, каким образом среди фаворитов тендеров оказалась скандальная фирма "Трейд Коммодити", которую также связывают с Александром Грановским и которая с момента своего появления в 2016 году оказалась победителем государственных тендеров на общую сумму 6,87 млрд. грн. Ведь согласно версии НАБУ покупка Минобороны Украины у фирмы топлива принесла ущерб госбюджету в 149 миллионов гривен из-за дополнительных соглашений, подписанных чиновниками оборонного ведомства с победителем тендера позднее.

Тут-то и скрывается один из подводных камней ProZorro – экономия, о которой заявляют ее сторонники, на деле может быть только на бумаге в отчетах, и никак не в реальной практике.

Так, одну из схем получения такой "экономии" в своем блоге на "Экономической правде" раскрыл член CFA Украина Ростислав Чайковский. По его словам механизм прост: при подготовке тендера используется три разных цены:

1) предполагаемая стоимость покупки товара или услуги;

2) бюджет имеющийся у заказчика;

3) сумма, которую предложил победитель тендера.

Стоит только при подготовке тендера завысить предполагаемую стоимость покупки товара или услуги, которую из-за несоответствующего бюджета никто не выплатит, а затем сделать так, что поставщик предложит сумму вписывающуюся в реальный бюджет заказчика и все - "лишние" деньги таким образом можно смело писать в графу "экономя".

Вызывало сомнения и довольно малое число участников тендеров. Так, весной 2017 года среднее количество предложений на торгах получилось очень низким: только 2,44. То есть, в большинстве случаев на торгах конкурируют всего лишь два участника. При этом можно подозревать, что они связаны друг с другом, заранее договорились и на торгах разыгрывают спектакль: один выставляет цену на пару процентов ниже, чем другой, и в результате выигрывает в якобы честной конкурентной борьбе.

 30 способов сравнительно честно обойти ProZorro

Не будем пока анализировать то, принесут ли нововведения закона "Покупай украинское" какие-то плюсы для системы госзакупок - нельзя анализировать то, чего пока нет, тем более что теория часто отличается от практики. Последнее верно и для системы ProZorro, умельцы к которой подобрали уже около 30 способов-ключиков как обойти ограничения системы.

Самым простым из них является - не участвовать в системе электронных торгов. Такую возможность открывает так называемая "допороговая сумма закупки", когда покупка товаров на сумму до 200 тысяч гривен и услуг на сумму до 1,5 млн. грн. может и не проходить через ProZorro. Правда госчиновникам так поступать не рекомендуют, но рекомендации как известно к исполнению необязательны.

Таким образом можно разбить сумму, которую планируется потратить из государственных средств, на несколько частей до 200 тысяч гривен для товара или 1,5 млн. грн. для услуг и по каждой из них заключить договор с поставщиком или исполнителем услуги напрямую по желанию заказчика - органа государственной власти. Минус данной схемы в том, что таким образом удобно поступать только с небольшими суммами.

Александр Соколовский, основатель Ukrainian Fashion Week, президент "Укрлегпрома", владелец компании "Текстиль-контакт" насчитал 25 "сравнительно честных" способов обмануть ProZorro.

Наиболее грубым он называет повышение цены на товар или услугу уже после тендера при помощи дополнительных соглашений, как это сделал "Трейд Коммодити" с топливом для Минобороны. Правда такая схема пройдет только "для своих" и несет риски разоблачения, что и доказало НАБУ в октябре.

Наиболее распространенные способы - прописывание техусловий для товара, условий его поставки, сроков оплаты и проведения под конкретную фирму. Только публичных скандалов по этим схемам за время существования ProZorro произошло несколько тысяч.

Также часто требуют дополнительные условия в виде каких-то документов, справок, сертификатов и прочего, которые могут оказаться и удовлетворить заказчика только у нужного "продавца" и прочее.

Разумеется, наличие подобных схем не говорит, что система ProZorro вообще не нужна или она является коррупционной. В любом кармане каким бы крепким он ни был можно сделать прореху и вытащить хоть 5 копеек, тем более карман украинского государства традиционно дырявый. Но и не следует представлять ProZorro как панацею для спасения государственных финансов.