Рубрики
МЕНЮ
Виталий Войчук
Вялотекущие бесконечные судебные тяжбы вокруг Укртелекома, в
прошлом – лидера рынка телекоммуникационных услуг, идут под тегом "возврат
в госсобственость". И могут продлиться еще несколько лет. В результате,
если гипотетически они закончатся победой ФГИУ – выиграет от этого отнюдь не
государство, а, как ни странно, нынешний собственник телеком-оператора. Сегодня
на рынке снова звучат обвинения в негласной договоренности между
компанией-собственником и властью. Зададимся вопросом "Сui prodest?"
– кому выгодно?
"Все суды и пафосные заявления по их промежуточным результатам с обеих сторон – не более, чем спектакль на публику, – высказал неожиданную версию сотрудник Госслужбы спецсвязи и защиты информации, пожелавший остаться инкогнито. — Роли давно определены и расписаны, исход кампании известен: государство по абсолютно надуманной причине "с боями" отвоевывает себе в "честной судебной борьбе" некогда принадлежавшее ему предприятие и по закону возвращает собственнику сумму в 10 млрд грн минимум. И – все счастливы. Чиновники кричат о "восстановление справедливости" и возврате предприятия народу и получают политические рейтинги. Бывший собственник – тихо радуется, потому что избавился наконец от хлопотного и бесперспективного актива, да еще и вернул свои деньги. Но на самом деле за эту "победу" как раз народ и заплатит из своего кармана, причём не один раз. Ничего нового, к сожалению".
Этот фантастический, на первый взгляд, сценарий (все
привыкли к тому, что Ринат Ахметов рьяно защищает свой объект от посягательств
ФГИУ и ни при каких обстоятельствах не собирается его отдавать) имеет под собой
вполне реальные, а главное — рациональные, основания.
Купите дешевле!
В ходе приватизации в 2011 году 92,79% акций
"Укртелекома" были выкуплены за рекордные 10,6 млрд грн. австрийской
компанией EPIC – больше государство от приватизации получало только за
Криворожсталь в 2005 году.
Инвестор внёс за "Укртелеком" всю сумму в бюджет.
При этом оплатил покупку и собственными деньгами, и заемными. Компания, которая
изначально вступала в права собственника "Укртелекома", не имела всей
суммы, и на более чем треть – на 4,2 млрд грн (по тогдашнему курсу 525 млн
долларов) – были эмитированы облигации, которые выкупили госбанки
"Ощад" и "Укрэксим".
В 2013 году EPIC продал оператора Ринату Ахметову. Как позже
оказалось – вместе со всеми долгами, в том числе – по облигациям: первые
собственники Укртелекома по ним не расплатились, сбросив эту головную боль на
новых "счастливых" обладателей быстро стареющей компании.
Сейчас госбанки держат курс на реструктуризацию долгов "Укртелекома" и постепенный их возврат. Но в случае, если компания перейдет обратно в собственность державы, надеждам не суждено будет сбыться – госбюджет у нас дефицитный, на следующий год плановый дефицит составляет 90 млрд. грн. Найти еще более чем 0,5 млрд. долл. для возврата задолженности "Укртелекома" перед "Ощадбанком" и "Укрэксимбанком" не получится.
Но эти потери далеко не вся цена, которую государство должно
будет заплатить за возврат себе "Укртелекома". В результате
реприватизации сумму, которая фигурировала при покупке акций
"Укртелекома", вернут его нынешнему владельцу. Открытый вопрос –
будет ли текущий собственник претендовать на индексацию? То есть превратятся ли
10,6 млрд грн, которые в 2011-м году составляли, как мы уже сказали, 1,3 млрд
долларов, в 32,5 млрд грн. (по текущему курсу)?.
"Не удивлюсь, если ему возвратят не только деньги,
которые он якобы заплатил (ведь "Укртелеком" был фактически куплен за
деньги, взятые в кредит у госбанков), но и компенсируют недополученную прибыль,
например", – высказался в одном из интервью эксперт рынка Роман Химич.
На самом деле, это не первая попытка владельцев избавиться
от Укртелекома законным способом. Последние 5 лет нынешний собственник в
судебном порядке в Лондонском суде пытался вернуть актив австрийской компании
Raga (бывшая EPIC). Именно она в 2013-м году продала "Укрлетеком" в
составе компании "ЕСУ" группе СКМ. Однако до недавнего времени сделка
не была закрыта – новый владелец из оговоренной тогда суммы покупки в 860 млн
долларов заплатил лишь предоплату в размере 100 млн, мотивируя тем, что покупка
была стремительной и осуществлялась без реальной возможности провести
предварительный due diligence. "Мы хотели посмотреть за это время,
выполнены ли все заявления и гарантии и есть ли у Raga и ее бывшей компании ЕСУ
"скелеты в шкафу"", – цитируют СМИ директора по международным
связям и взаимоотношениям с инвесторами компании СКМ Джока Мендозу-Вилсона.
Но такого возврата точно не будет – 1 октября этого года
неожиданно было объявлено, что Raga Establishment Limited и SCM Financial
Overseas Limited официально окончательно урегулировали между собой спор
относительно продажи "Укртелекома" в 2013 году через мировое
соглашение. Пресс-служба SCM, в частности, сообщила: "В рамках мирового
соглашения будут прекращены все судебные и иные процессы между Raga и SCM, а
также их аффилированными лицами".
Ничего не смущает? Не кажется ли подозрительным, что
нынешний владелец вдруг отказывается от идеи возврата бесперспективного актива
продавцу и ещё берет на себя обязательства доплатить, с большой долей
вероятности, существенную сумму (возможно приближенную к цене покупки)? За
компанию, перспективы которой весьма туманны (финансовые показатели год от года
падают и за минувший год ее доход не дотягивает и до трети той суммы, что
предстоит заплатить из госбюджета в случае реприватизации; рынок стационарной
связи, на которой специализируется "Укртелеком", схлопывается; сама
ключевая услуга, предоставляемая "Укртелекомом", окончательно
устаревает и становится никому не нужной; наконец – висит нешуточная опасность
того, что не сегодня-завтра компанию-таки заберет государство)?
Нет, не кажется подозрительным. Если предположить, что у
него уже есть договорённость о другом возврате – возврате государству. Если
предположить, что конечная цель нынешнего владельца – это передать телекоммуникатора
обратно державе, да еще и вернуть своё. Поскольку на самом предприятии как
таковом уже не заработаешь.
"Оказалось, что этот замечательный чемодан без ручек ему (нынешнему владельцу. – Ред.) не очень нужен, – говорит экономический эксперт ОО "Фонд общественной безопасности" Юрий Гаврилечко, – "Укртелеком" хотят сбросить как бесперспективный актив государству. И, возможно, что-то на этом получить, но главное — больше не нести дополнительных расходов".
Западня для государства
И если цели владельца "Укртелекома" в нынешней
реприватизационной кампании можно разглядеть и объяснить, то поведение
государственных структур и отдельных чиновников, которые накануне большой
приватизации забирают компанию у частного собственника вызывает, мягко говоря,
недоумение.
Зачем государству возвращать в свою собственность компанию,
которая стремительно уступает позиции на рынке связи мобильным операторам?
Которая нуждается в многомиллиардных постоянных вливаниях? Продать которую
новому инвестору не то что за 10, за 5 млрд грн будет невозможно? Которую в
принципе продать будет крайне нелегко? Зачем государству компания, которая
никому не нужна?
"Укртелеком" уже никому не нужен. Ценность его
активов сильно упала. Он действительно был интересен в 1990-е годы. Но потом
сильно рванула альтернатива в виде мобильной связи. Сейчас, конечно, еще есть
компании, которые пользуются стационарной связью, но их становится все меньше.
И если "Укртелеком" вернется в госсобственность, то маловероятно, что
его смогут кому-то продать", – считает президент Украинского
аналитического центра Александр Охрименко.
С ним солидарен и Гаврилечко: "Государство понимает,
что это уже сплошные расходы, которые придется покрывать из бюджета.
Предпосылок для развития стационарной связи не видно сейчас".
Схлопывание рынка и резкое снижение абонентской базы
вынужден был признать даже директор "Укртелекома" Юрий Курмаз. На
пресс-конференции в начале этого года он посетовал: общий доход
"Укртелекома" в 2018 году снизился на 2,3% в сравнении с 2017-м и в
абсолютных цифрах составил около 6,4 млрд грн. Снизились и доходы от
телеком-услуг – на 3,6% до 5,5 млрд грн. Связано это, по словам руководителя
предприятия, с падением в сегменте фиксированной телефонии. И лишь частично оно
было скомпенсировано ростом доходов от услуг доступа в интернет.
Для того же, чтобы предприятие могло быстро развиваться и
соответствовало требованиям современного, стремительно совершенствующегося,
рынка интернет-услуг, нужны колоссальные инвестиции, которых государство
обеспечить не сможет, считают аналитики отрасли.
Единственный в своем роде опыт по привлечению иностранных
инвестиций в истории приватизированного "Укртелекома" закончился
ничем именно из-за попыток вернуть компанию в госсобственность: SCM привлёк
китайских инвесторов в 2015 году для модернизации актива – тогда ещё был шанс
на технологический прорыв. Но бесконечные суды заставили инвесторов передумать.
"В 2015 году "Уктелеком" подписывает меморандум с ChinaDevelopmentBank (CDB) о кредитовании инвестиционных проектов по модернизации на сумму в 400 миллионов долларов. После года работы, за время которой удалось освоить только 10% от заявленной суммы, проект "заморозили", – пишет Юрий З. Смирнов. – В "Укртелекоме" об этом говорят с неохотой, но по неофициальной версии китайцы решили подождать завершения судебного процесса между Фондом госимущества и компанией "ЕСУ", владеющей телеком-оператором, который длится уже 3 года".
Можно, конечно, предположить, что чиновники, вцепившись в
"Укртелеком", планируют его по второму разу выставить на продажу и
выручить гораздо больше – так сказать, вновь реализовать кейс
"Криворожстали". Но эти предположения не выдерживают критики.
"Никакой вменяемый инвестор не придет на объект,
который уже отобрали у прошлого собственника – а значит, продать его можно
будет только с очень большой скидкой. К тому же неизвестно, в каком состоянии
эта компания перейдет государству", – комментировал журналистам ситуацию
руководитель аналитического отдела инвестиционной компании Concorde Capital
Александр Паращий.
А вот здесь самое интересное: действительно – зачем идут все
эти изнурительные и по сути своей бессмысленные судебные тяжбы, инициированные
ФГИ? ФГИ требует расторжения договора купли-продажи акций
"Укртелекома" на том основании, что покупатель, якобы, не выполнил
возложенные на него инвестиционные обязательства. Хотя суд уже устанавливал
обратное.
Итак – зачем вся затея? Кому выгодно?
На рынке курсируют 3 версии.
Самая распространённая: в реприватизации есть очевидная
заинтересованность нынешнего собственника предприятия, который пытается выйти
из актива с наименьшими потерями и максимальной выгодой.
Вторая – политический популизм. Эксперты сетуют на
недальновидных госчиновников из ФГИУ, с неистовым рвением кинувшихся выполнять
спущенную ещё при предыдущей власти задачу, выданную с прицелом на политические
дивиденды. А поскольку никто не дал отбой, чиновники лениво отыгрывают старый
сценарий, бездумно, по инерции.
Третья версия, самая экзотическая – что это игра на
понижение со стороны потенциальных покупателей государственных предприятий,
которые выставлены на продажу в рамках большой приватизации, объявленной
Президентом Зеленским. Особенно для покупателей госбанков,
"Укрзалізниці" и "Укрпошти". На фоне возврата
"Укртелекома" иностранные инвесторы будут очень консервативно
оценивать стоимость украинских активов. Что хорошо для местных опытных
охотников за дешевым госимуществом, но плохо для Украины и каждого украинца.
Мы еще не услышали позицию нового руководства ФГИУ на счет
этой бессмысленной с точки зрения интересов государства тяжбы. А позицию
формировать придется, причём прямо сейчас.
Ведь даже неспециалисту видно, что государство от возврата
"Укртелекома" только потеряет. И потери эти будут несоизмеримо больше
тех скромных доходов, которые первое время еще, возможно, будет приносить
предприятие.
Страна теряет в деньгах – про 32,5 млрд грн плюс компенсацию
бывшему собственнику мы уже написали. Сюда следует добавить также
многомиллиардные долги по кредитам (как госбанкам, так и китайцам). Их
погашение тоже упадет на госбюджет.
Страна теряет репутацию (ни один серьезный инвестор не
позарится на имущество, которое государство может отобрать) – и это тогда,
когда властями запланированы в ближайшей перспективе массовая приватизация и
привлечение 50 млрд долларов прямых инвестиций.
Страна теряет шанс. Который только получила.
Новости партнеров
Новости