Рубрики
МЕНЮ
Vitalii Rozkariaka
Министр социальной политики Украины Юлия Соколовская
уверяет, что заложенной в проекте бюджета на 2020 год суммы на
жилищно-коммнуальные субсидии (почти 47,63 млрд грн) достаточно. Однако
опрошенные изданием "Комментарии" эксперты придерживаются иной точки зрения.
Экономический эксперт Игорь Гарбарук напоминает, что со
сменой власти общество ожидает не только смены фамилий в правительственных
кабинетах, но и, прежде всего, изменения логики управленческих процессов,
влияющих на жизнь каждого гражданина нашей страны.
"Люди устали от того, что практически каждое правительство
перекладывает груз собственных профессиональных ошибок на население, — подчеркивает
эксперт. – Государственные чиновники должны забыть "логику реформ" правительства
Гройсмана, как страшный сон. Логика, которую народ Украины ждет от президента и
его команды: зарабатывай больше, инвестируй в свою страну, создавай добавленную
стоимость, честно плати налоги и живи счастливо. Однако изменение правил
предоставления субсидий (ред. — с 1 октября) одновременно с сокращением
бюджетных ассигнований в проекте бюджета-2020 правительства Гончарука означает
лишь то, что большинство украинских семей ждет очередное затягивание поясов", — считает эксперт.
Как поясняет Гарбарук, людей либо вовсе лишат поддержки в
виде субсидий, либо очень существенно её урежут. Он напоминает, что в прошлом
году сумма, предусмотренная в госюджете на субсидии, равнялась 70 млрд грн. В
главном финансовом документа этого года — 58 млрд.
"Мы стали жить лучше?! У нас растёт семимильными шагами
экономика?! Инвестиции в страну зашкаливают и их уже некуда девать?! Нет, нет,
нет и ещё раз нет! – эмоционально отмечает эксперт. — Свидетельство этому –
долг населения за услуги ЖКХ по состоянию на 31 июля в размере 53 млрд грн.
Напомню, что в феврале этого года он вообще достиг 69,4 млрд грн, но за летний
период украинцы его немного сократили. Но если и новый Кабмин будет продолжать
репрессивную политику по отношению к населению Украины, долги за услуги ЖКХ
будут увеличиваться. И тогда включится репрессивный государственный механизм
начисления штрафов, отключения квартир и целых городов от тепла, посещения
"должников" представителями исполнительной службы".
Гарбарук подчеркивает, что система субсидий морально устарела и
её нужно менять в корне.
Эксперт Украинского института анализа и менеджмента политики
Владислав Дзивидзинский напоминает, что субсидии являются частью формирования
бюджета многих украинских малообеспеченных семей.
"Вопрос часто рассматривался предыдущим составом Кабина как
компенсаторный фактор наших обязательств перед МВФ, в частности, увеличение
тарифов на энергоносители. Эта компенсация должна была убрать негатив из деятельности
правительства в оценках избирателей, — поясняет эксперт. – Нынешнему Кабмину
проблема досталась в наследство. И при формировании условно нового бюджета
следовало учесть ряд факторов. В том числе то, что значительная часть расходов направлена на увеличение финансирования
образования и соцсферы"
Дзивидзинский уверяет, что для экспертной среды остается
загадкой, каким образом новая власть будет решать проблему уменьшения средств
на субсидии с одновременным ростом цен на энергоносители.
"Такой подход может серьезно повлиять на оценку деятельности
новой власти в глазах избирателя, особенно в свете грядущих местных выборов, —
предупреждает эксперт. – Я уверен, что ищутся инструменты подачи этой проблемы
для своих избирателей. Но, скорее всего, мы не увидим структурного решения, в
правительстве будут лишь искать виноватых".
Экономический эксперт Виктор Скаршевский обращает внимание
на то, что правительство должно аргументировать заявления в стиле "субсидий
всем хватит". В частности, пояснив, какие нас ожидают тарифы на природный газ,
тепло, жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ), а не рассказывать, как растут
зарплаты, умалчивая, что рост происходит из-за дефицита трудовой силы (сказывается
трудовая миграция).
"Зато к нам скоро могут "прийти" новые тарифы на ЖКУ. Они
вполне способны вырасти в два раза, а то и больше, по отношению к нынешнему
уровню, — прогнозирует Скаршевский. — С 1 января 2020 году убирается верхний
предел тарифов на природный газ для населения. Идет привязка к импортному
паритету. То есть, если цены вырастут там, то вырастут и у нас. Если к этому
добавить еще и возможную девальвацию, то эффект роста тарифов может быть еще
больше. Напомню, что с октября прошлого года цены на европейский газ снизились
в три раза. Так что возможный рост тарифов в два раза не выглядит
фантастическим. Несмотря на это, на субсидии в бюджете закладывают сумму,
которой вряд ли хватит всем нуждающимся. Утверждать, что этих денег будет
достаточно, учитывая вышеперечисленные факторы, нельзя. Именно поэтому,
желательно все же услышать от правительства, какая динамика тарифов заложена в
госбюджет".
Скаршевский также напоминает, что с 2020 года субсидии будут
полностью монетизированы. То есть, их не смогут получить те, у кого возникла
хоть какая-то задолженность.
Он также отмечает, что НАК "Нафтогаз" закупил импортный газ по сверхдешевым ценам еще летом. И правительство могло бы издать распоряжение продавать его населению по закупочной цене. А сами же, тем временем, могли бы взяться за разработку механизмов привязки тарифа к газу украинской добычи. Тогда не будет таких резких колебаний цен, и Украина не будет зависеть от внешних факторов.
Напомним, ранее издание "Комментарии" сообщало, что глава
Комитета финансов и налогов Верховной Рады Украины, нардеп от "Слуги
народа" Данило Гетманцев заявил, что в скором времени все получатели
государственных выплат – субсидий и льгот, будут подвержены тотальным проверкам
со стороны госорганов.
Новости партнеров
Новости