Рубрики
МЕНЮ
Татьяна Веремеева
Верховная рада Украины одобрила во
втором чтении законопроект
№1059 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины
относительно стимулирования инвестиционной деятельности в Украине", который
определен президентом Владимиром Зеленским как неотложный.
Эксперты в интервью изданию "Комментарии"
оценили этот "стимулирующий" закон.
Эксперт по вопросам политики и
экономики Всеволод Степанюк считает, что желание освободить застройщиков от
взноса на развитие инфраструктуры негативно отразится на инфраструктуре городов,
которая и сейчас находится в ужасном состоянии. Кроме того, могут быть проблемы
с заселением уже построенных домов – из-за не готовности инфраструктуры.
"Аргументы, что нужно расти в
рейтинге Doing Business – это вообще "клиника", так как показывает, что для "Слуг"
важнее внешняя вывеска, а не благополучие граждан. Аргумент, что такого нет в
Европе, для Украины с её дефицитными бюджетами – бредовый. Например, в одном из
кантонов Швейцарии на год были отменены некоторые налоги, так как некуда было
тратить деньги. То есть – бюджет был суперпрофицитным", – отмечает Всеволод
Степанюк.
Эксперт сомневается, что застройщик
снизит на 4-10% цены, а не капитализирует эти деньги. Например снижение ЕСВ в два
раза не привело ни к повышению зарплат, ни к увеличению затрат на модернизацию.
По его мнению, законопроект отражает
только интересы крупного бизнеса и перекладывает часть расходов предпринимателей
на украинцев.
Экономист, координатор гражданской
инициативы "Рух бізнесу України" Андрей Гарнат считает, что вопрос
экономического развития, а именно привлечение внешних и задействование
внутренних инвесторов, на сегодняшний день, является ключевым и
основополагающим, на базе которого будут продвигаться и другие важные реформы. В
этом контексте правительство вышло с инициативой в виде законопроекта №1059 "О
внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно
стимулирование инвестиционной деятельности в Украине".
С первого взгляда, законопроект несет
положительный момент по части сокращения издержек застройщиков, а именно отмены
обязательной уплаты паевого взноса в развитие инфраструктуры населенного пункта,
которая отменяется с 2021 года.
Также предполагается отменить
обязательное проведение экспертной оценки земельных участков, передающихся в
качестве залога. При этом в 2020 году будет действовать переходный период, с
фиксированной ставкой долевого участия.
Эксперт отмечает, что при более
детальном рассмотрении, сразу возникают вопросы.
"Любое новое здание – это
дополнительная постоянная нагрузка на имеющиеся действующие коммуникации и
сети, а, если брать в рассмотрение столицу, то предел имеющейся инфраструктуры
уже давно исчерпан и система работает с критически высокой нагрузкой. При
действующих нормах, реконструкция и возведение новых построек несет с собой
обновление близлежащей территории, что крайне необходимо фактически в любом
районе и в любом городе Украины. Стоит заметить, что "общественная нагрузка",
на самом деле, ложится на конечного покупателя, так как застройщик закладывает
ее в цену квадратного метра", – говорит Андрей Гарнат.
Проблемы девелоперов также нужно
решать, а они, чаще всего заключаются в том, что текущие нормы и требования использовались
госчиновниками для манипуляций в выдаче разрешений, с целью получения
неправомерной выгоды, отмечает эксперт. Эффективность сборов в текущем виде также
была достаточно низкой, так как из предполагаемого объема поступлений в бюджет
приходило, в лучшем случае, лишь треть от запланированного объема. Стоит
учитывать, что с точки зрения макроэкономики, чем меньше государство
перераспределяет ресурсов, тем выше инвестиционная активность.
"Таким образом, решение в сложившейся
ситуации должно быть взвешенное, и лежать в плоскости нормализации
администрирования имеющихся норм, исключения "плавающей вилки" в установке
размера взноса и в усиления контроля и ответственности чиновников, выдающих
разрешения", – говорит Гарнат.
Директор "Украинского института
анализа и менеджмента политики", политолог Руслан Бортник отмечает, что законопроект
№1059 нужно рассматривать в комплексе с законопроектом №1052. Инициаторами
(лоббистами) этих документов выступила строительная группа внутри "Слуги народа".
Речь о людях, которые представляют строительный бизнес в лоббистских кругах.
Цель этих законов – максимальное упрощение ведения строительного бизнеса.
Одним из ключевых элементов такого
упрощения является отмена так называемого "социального взноса" (паевого
взноса), который закреплен в законодательстве Украины и составляет 10% для
нежилых помещений и 4% – для жилых. Такую часть полученных средств необходимо
было застройщикам выделять городу, где ведется строительство. А город, в свою
очередь, должен был использовать эти средства для развития инфраструктуры
(трубы, дороги и всё остальное) и для реализации социальных программ (выдача
тех же бесплатных квартир сиротами, ветеранами войны и т.д.). С 2020 года
предлагается этот взнос не брать. Должен быть переходной период в течение нескольких
лет.
"Паевой взнос в том же бюджете Киева
– 500 млн грн. Значительная сумма. Строители говорят, что это коррупционная
составляющая, элемент давления. Но мне кажется, что нужно бороться с коррупцией
как таковой, а не с формой социального участия строительных компаний в развитии
городской инфраструктуры. Таким образом, после ликвидации паевого взноса
местные бюджеты потеряют часть средств. А строители, по идее, должны получить
возможность снизить стоимость квадратных метров. Или увеличить долю своей
прибыли", – говорит Бортник.
Эксперт отмечает, что в законопроекте
№1052 все еще интересней. Предлагается вообще отказаться от многих норм ДБН
(Державні будівельні норми, – ред.) и перейти от принципов установленных
параметров (например, ширина проезжей части дороги – 6 метров) к принципам
целесообразности.
"Все стандарты ДБН, которые сейчас существуют, превратятся в зону свободного творчества для наших строителей. Думаю, нас ожидает бурный полет фантазии и удивительные стройки в Украине, куда не то, что заехать – зайти нельзя будет. Все "с целью целесообразности", экономии площадей, а по сути – увеличения прибыли строительных компаний. Какие-то позитивные вещи в таких законах, конечно, есть. Упрощать ведение бизнеса необходимо. Но нельзя превращать эту сферу в тотальную бесконтрольность, лишать бизнес социальной нагрузки в условиях нефункционирования контролирующих органов, которые обязаны обеспечивать украинцам возможность банально получать безопасное жилье. Подобные либетарианские новеллы новой власти быстро могут превратиться в инструмент огромных строительных спекуляций и превращения части наших районов, части строек в новые европейские фавеллы – трущобы", – считает Бортник.
Ранее "Комментарии" писали, что мораторий на строительство в Киеве коснется лишь новостроек и объектов, строительство которых нарушает определенные правила или законодательство Украины.
Новости партнеров
Новости