Паевые взносы в строительство: привлечение инвестиций или лоббирование интересов застройщиков

Существует мнение, что закон лоббирует интересы банков и строителей, но не граждан Украины

Верховная рада Украины одобрила во втором чтении законопроект №1059 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно стимулирования инвестиционной деятельности в Украине", который определен президентом Владимиром Зеленским как неотложный.

Эксперты в интервью изданию "Комментарии" оценили этот "стимулирующий" закон.


Паевые взносы в строительство: негативное влияние на инфраструктуру

Эксперт по вопросам политики и экономики Всеволод Степанюк считает, что желание освободить застройщиков от взноса на развитие инфраструктуры негативно отразится на инфраструктуре городов, которая и сейчас находится в ужасном состоянии. Кроме того, могут быть проблемы с заселением уже построенных домов – из-за не готовности инфраструктуры.

"Аргументы, что нужно расти в рейтинге Doing Business – это вообще "клиника", так как показывает, что для "Слуг" важнее внешняя вывеска, а не благополучие граждан. Аргумент, что такого нет в Европе, для Украины с её дефицитными бюджетами – бредовый. Например, в одном из кантонов Швейцарии на год были отменены некоторые налоги, так как некуда было тратить деньги. То есть – бюджет был суперпрофицитным", – отмечает Всеволод Степанюк.

Эксперт сомневается, что застройщик снизит на 4-10% цены, а не капитализирует эти деньги. Например снижение ЕСВ в два раза не привело ни к повышению зарплат, ни к увеличению затрат на модернизацию.

По его мнению, законопроект отражает только интересы крупного бизнеса и перекладывает часть расходов предпринимателей на украинцев.

Паевые взносы в строительство: роль инвесторов

Экономист, координатор гражданской инициативы "Рух бізнесу України" Андрей Гарнат считает, что вопрос экономического развития, а именно привлечение внешних и задействование внутренних инвесторов, на сегодняшний день, является ключевым и основополагающим, на базе которого будут продвигаться и другие важные реформы. В этом контексте правительство вышло с инициативой в виде законопроекта №1059 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно стимулирование инвестиционной деятельности в Украине".

С первого взгляда, законопроект несет положительный момент по части сокращения издержек застройщиков, а именно отмены обязательной уплаты паевого взноса в развитие инфраструктуры населенного пункта, которая отменяется с 2021 года.

Также предполагается отменить обязательное проведение экспертной оценки земельных участков, передающихся в качестве залога. При этом в 2020 году будет действовать переходный период, с фиксированной ставкой долевого участия.

Эксперт отмечает, что при более детальном рассмотрении, сразу возникают вопросы.

"Любое новое здание – это дополнительная постоянная нагрузка на имеющиеся действующие коммуникации и сети, а, если брать в рассмотрение столицу, то предел имеющейся инфраструктуры уже давно исчерпан и система работает с критически высокой нагрузкой. При действующих нормах, реконструкция и возведение новых построек несет с собой обновление близлежащей территории, что крайне необходимо фактически в любом районе и в любом городе Украины. Стоит заметить, что "общественная нагрузка", на самом деле, ложится на конечного покупателя, так как застройщик закладывает ее в цену квадратного метра", – говорит Андрей Гарнат.

Проблемы девелоперов также нужно решать, а они, чаще всего заключаются в том, что текущие нормы и требования использовались госчиновниками для манипуляций в выдаче разрешений, с целью получения неправомерной выгоды, отмечает эксперт. Эффективность сборов в текущем виде также была достаточно низкой, так как из предполагаемого объема поступлений в бюджет приходило, в лучшем случае, лишь треть от запланированного объема. Стоит учитывать, что с точки зрения макроэкономики, чем меньше государство перераспределяет ресурсов, тем выше инвестиционная активность.

"Таким образом, решение в сложившейся ситуации должно быть взвешенное, и лежать в плоскости нормализации администрирования имеющихся норм, исключения "плавающей вилки" в установке размера взноса и в усиления контроля и ответственности чиновников, выдающих разрешения", – говорит Гарнат.

Паевые взносы в строительство: кто заинтересован

Директор "Украинского института анализа и менеджмента политики", политолог Руслан Бортник отмечает, что законопроект №1059 нужно рассматривать в комплексе с законопроектом №1052. Инициаторами (лоббистами) этих документов выступила строительная группа внутри "Слуги народа". Речь о людях, которые представляют строительный бизнес в лоббистских кругах. Цель этих законов – максимальное упрощение ведения строительного бизнеса.

Одним из ключевых элементов такого упрощения является отмена так называемого "социального взноса" (паевого взноса), который закреплен в законодательстве Украины и составляет 10% для нежилых помещений и 4% – для жилых. Такую часть полученных средств необходимо было застройщикам выделять городу, где ведется строительство. А город, в свою очередь, должен был использовать эти средства для развития инфраструктуры (трубы, дороги и всё остальное) и для реализации социальных программ (выдача тех же бесплатных квартир сиротами, ветеранами войны и т.д.). С 2020 года предлагается этот взнос не брать. Должен быть переходной период в течение нескольких лет.

"Паевой взнос в том же бюджете Киева – 500 млн грн. Значительная сумма. Строители говорят, что это коррупционная составляющая, элемент давления. Но мне кажется, что нужно бороться с коррупцией как таковой, а не с формой социального участия строительных компаний в развитии городской инфраструктуры. Таким образом, после ликвидации паевого взноса местные бюджеты потеряют часть средств. А строители, по идее, должны получить возможность снизить стоимость квадратных метров. Или увеличить долю своей прибыли", – говорит Бортник.

Эксперт отмечает, что в законопроекте №1052 все еще интересней. Предлагается вообще отказаться от многих норм ДБН (Державні будівельні норми, – ред.) и перейти от принципов установленных параметров (например, ширина проезжей части дороги – 6 метров) к принципам целесообразности.

"Все стандарты ДБН, которые сейчас существуют, превратятся в зону свободного творчества для наших строителей. Думаю, нас ожидает бурный полет фантазии и удивительные стройки в Украине, куда не то, что заехать – зайти нельзя будет. Все "с целью целесообразности", экономии площадей, а по сути – увеличения прибыли строительных компаний. Какие-то позитивные вещи в таких законах, конечно, есть. Упрощать ведение бизнеса необходимо. Но нельзя превращать эту сферу в тотальную бесконтрольность, лишать бизнес социальной нагрузки в условиях нефункционирования контролирующих органов, которые обязаны обеспечивать украинцам возможность банально получать безопасное жилье. Подобные либетарианские новеллы новой власти быстро могут превратиться в инструмент огромных строительных спекуляций и превращения части наших районов, части строек в новые европейские фавеллы – трущобы", – считает Бортник.

Ранее "Комментарии" писали, что мораторий на строительство в Киеве коснется лишь новостроек и объектов, строительство которых нарушает определенные правила или законодательство Украины.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Поделиться