Бюджет-2020: эксперты оценили подготовленный правительством законопроект
Эксперты назвали плюсы и минусы подготовленного ко второму чтению проекта бюджета-2020
Кабинет министров Украины представил
проект закона о государственном бюджете на 2020 год ко второму чтению и внес
его в Верховную Раду. Эксперты высказали изданию "Комментарии" мнения касательно
улучшения/ухудшения главного финансового документа, по сравнению с
первоначальным вариантом. Также спрогнозировали шансы прохождения закона о госбюджете
через парламент.
Бюджет-2020: консервативность
Директор Института социально-экономической трансформации Илья Несходовский называет проект бюджета на 2020 год консервативным.
"Существенного роста или уменьшения отдельных статей не наблюдается, всё происходит в пределах инфляции и предусмотренной индексации заработных плат в бюджетной сфере, – поясняет эксперт. – Именно такой подход будет свидетельствовать международным партнерам Украины о постоянстве нашей бюджетной политики и соответствии критериям, которые были заложены ранее и сформировали фундамент для макроэкономической стабильности".
Несходовский напоминает, что следующий финансовый год для бюджета является тяжелым, учитывая значительные внешние обязательства, которые должна погасить Украина в 2020 году. Отметим, что обслуживание госдолга – самая крупная статья расходов в госбюджете (в следующем году на это уйдет порядка 141,5 млрд грн.).
"Отдельно надо выделить увеличение расходов на строительство и ремонт дорожной инфраструктуры. Увеличение этих расходов положительно влияет на рост национальной экономики, а также создает условия для захода в Украину стратегических инвесторов, – подчеркивает директор ИСЭТ. – Что касается темпов роста экономики (в ближайшие три года рост ВВП по консервативному сценарию ожидается на уровне 3,7, 3,8 и 4,1%, по оптимистическому сценарию – на 4,8, 5,5 и 6,5% соответственно, – ред.), то заложенный показатель используется для прогноза налоговых поступлений, поэтому завышенный показатель увеличил бы давление на бизнес".
Бюджет-2020: чего нехватает
Глава Директората Ассоциации франчайзинга Украины, вице-президент Ассоциации инвесторов в Украине Андрей Кривонос обращает внимание на то, что очередная редакция проекта бюджета возвращается в парламент вовремя.
"Две с половиной тысячи поправок на сумму более двух миллиардов дали изменения в показателях в +/- 10-15% по разным статьям. Общее впечатление – состоялись действительно редакционные изменения. Можно предположить, что на большинство предложений народных депутатов и министерств и ведомств Минфин написал "учтено по существу". Между днем принятия первой редакции и днем сегодняшним парламент в режиме затухающего, но еще безумного принтера напринимал еще ряд законов, которые имеют отражение в бюджетных статьях".
Из позитивных тенденций Кривонос отметил:
- не прошла безумная попытка "2020
год – по новой налоговой базе";
- не остановлены инфраструктурные проекты и реформы образования и медицины, которые
начаты предшественниками;
- не вложили всю возможную приватизацию в доходы 2020 года;
- не увеличили дефицит бюджета.
"Кстати, по поводу доходов по приватизации есть существенные предостережения к пониманию рядом чиновников природы этих средств и того, как они отражаются в бюджете", – подчеркивает эксперт.
С сожалением Кривонос отметил, что не отображены в бюджете:
- консолидация бюджетных расходов на
реинтеграцию Донбасса по всем направлениям расходов – в один раздел;
- детализация средств, получаемых по отдельным программам, и средств, которые
направляются на покрытие государственного долга.
"Принимая этот проект бюджета-2020 (не сомневаюсь, что он "пройдет зал"), парламентарии должны помнить, что это последний однолетний бюджет. А дальше должны принимать бюджеты с среднесрочным сроком планирования (два-три года), где можно учесть необходимые нам 5-7% роста", – резюмирует глава Директората Ассоциации франчайзинга Украины.
Бюджет-2020: особых изменений нет
Эксперт по вопросам политики и экономики Всеволод Степанюк считает, что никаких существенных изменений ко второму чтению не произошло.
"Как и прежде, уменьшены на почти 20% средства на финансирование субсидий – при заявлениях о подорожании коммунальных услуг. Не достаточно, на мой взгляд, предусмотрено средств для индексации пенсий. Реально не увеличены расходы (увеличены фактически на процент инфляции) на медицину и образование, – поясняет эксперт. – Должностные лица заявляют, что денег на обещанное увеличение зарплаты учителям нет. Зато реально увеличены расходы на министерство обороны и правоохранительные органы. Из этого можно сделать вывод, что бюджет-2020 – антисоциальный, а возможное недовольство граждан власть собирается подавлять силой".
Бюджет-2020: чуда не произошло
Доктор экономических наук, генеральный директор группы компаний Advanter Group Андрей Длигач, комментария предложенный ко второму чтению вариант, отметил, что чуда не произошло. Бюджет-2020, по его мнению, вряд ли можно назвать бюджетом прорыва или бюджетом технократов.
"Но и вины правительства в этом нет – слишком много обязательств осталось в наследство, – поясняет эксперт. – Это и необходимость обслуживать государственные долги, и дефицит пенсионного фонда, и значительные расходы на безопасность. Почти максимум возможного из инвестиционной составляющей (например, увеличение расходов на развитие дорожной инфраструктуры) правительство и так предусмотрело в бюджете".
Заложенный экономический рост в 3,7% (не 7%, как следовало бы из программы правительства и даже не 5%) свидетельствует скорее о реалистичности, чем о нехватке амбиций, уверен Длигач. К тому же, напоминает он, ключевые вопросы экономического роста сейчас находятся в руках Верховной Рады. Этот вопрос рынка с/х земли, либеральная налоговая реформа, судебная реформа (и в целом восстановление доверия инвесторов к государству).
"Верховная Рада способствовала разве что ухудшению бюджета, вернув в него региональные депутатские "хотелки", в очередной раз подтверждая необходимость на данном историческом этапе отказаться от мажоритарке", – уверен Длигач.
Увеличение социальных стандартов (и средней зарплаты, и социальных выплат) в условиях медленного роста экономики является, по мнению эксперта, преждевременным и свидетельствует о желании правительства и парламента улучшать собственные рейтинги.
"Гражданское общество, малый и средний бизнес (а иногда и большой) не воспринимается действующей властью как опора. Как следствие – имеющийся провал коммуникации, пренебрежение интересами", – говорит экономист.
Андрей Длигач считает, что положительно повлиять на перевыполнение доходной части бюджета и экономический рост в 2020 году могут:
- успешная приватизация;
- либеральная модель рынка земли;
- налоговая реформа;
- успех команды Максима Нефедова в реформировании таможни;
- реализация хотя бы части инвестиционных проектов, активно демонстрирующихся в
последнее время;
- снижение учетной ставки НБУ (по крайней мере, уровень в 11-12% уже будет
достаточным для восстановления активного кредитования бизнеса).
"В целом как положительную хотел бы отметить работу Министерства финансов, результатом которой является уменьшение дефицита бюджета, долговой нагрузки и тому подобное", – резюмирует эксперт.
Ранее "Комментарии" писали, что Кабинет министров Украины представил подготовленный ко второму чтению законопроект о государственном бюджете на 2020 год. Министры выделили направления, которые являются приоритетными в их деятельности и которые получили дополнительное финансирование.