Рубрики
МЕНЮ
Татьяна Веремеева
Кабинет министров Украины представил
проект закона о государственном бюджете на 2020 год ко второму чтению и внес
его в Верховную Раду. Эксперты высказали изданию "Комментарии" мнения касательно
улучшения/ухудшения главного финансового документа, по сравнению с
первоначальным вариантом. Также спрогнозировали шансы прохождения закона о госбюджете
через парламент.
Директор Института
социально-экономической трансформации Илья Несходовский называет проект бюджета
на 2020 год консервативным.
"Существенного роста или уменьшения
отдельных статей не наблюдается, всё происходит в пределах инфляции и
предусмотренной индексации заработных плат в бюджетной сфере, – поясняет
эксперт. – Именно такой подход будет свидетельствовать международным партнерам
Украины о постоянстве нашей бюджетной политики и соответствии критериям,
которые были заложены ранее и сформировали фундамент для макроэкономической
стабильности".
Несходовский напоминает, что
следующий финансовый год для бюджета является тяжелым, учитывая значительные внешние
обязательства, которые должна погасить Украина в 2020 году. Отметим, что
обслуживание госдолга – самая крупная статья расходов в госбюджете (в следующем
году на это уйдет порядка 141,5 млрд грн.).
"Отдельно надо выделить увеличение
расходов на строительство и ремонт дорожной инфраструктуры. Увеличение этих
расходов положительно влияет на рост национальной экономики, а также создает
условия для захода в Украину стратегических инвесторов, – подчеркивает директор
ИСЭТ. – Что касается темпов роста экономики (в ближайшие три года рост ВВП по
консервативному сценарию ожидается на уровне 3,7, 3,8 и 4,1%, по
оптимистическому сценарию – на 4,8, 5,5 и 6,5% соответственно, – ред.), то
заложенный показатель используется для прогноза налоговых поступлений, поэтому
завышенный показатель увеличил бы давление на бизнес".
Глава Директората Ассоциации
франчайзинга Украины, вице-президент Ассоциации инвесторов в Украине Андрей Кривонос
обращает внимание на то, что очередная редакция проекта бюджета возвращается в
парламент вовремя.
"Две с половиной тысячи поправок на
сумму более двух миллиардов дали изменения в показателях в +/- 10-15% по разным
статьям. Общее впечатление – состоялись действительно редакционные изменения.
Можно предположить, что на большинство предложений народных депутатов и
министерств и ведомств Минфин написал "учтено по существу". Между днем принятия
первой редакции и днем сегодняшним парламент в режиме затухающего, но еще
безумного принтера напринимал еще ряд законов, которые имеют отражение в
бюджетных статьях".
Из позитивных тенденций Кривонос
отметил:
- не прошла безумная попытка "2020
год – по новой налоговой базе";
— не остановлены инфраструктурные проекты и реформы образования и медицины, которые
начаты предшественниками;
— не вложили всю возможную приватизацию в доходы 2020 года;
— не увеличили дефицит бюджета.
"Кстати, по поводу доходов по
приватизации есть существенные предостережения к пониманию рядом чиновников
природы этих средств и того, как они отражаются в бюджете", – подчеркивает
эксперт.
С сожалением Кривонос отметил, что не
отображены в бюджете:
- консолидация бюджетных расходов на
реинтеграцию Донбасса по всем направлениям расходов – в один раздел;
— детализация средств, получаемых по отдельным программам, и средств, которые
направляются на покрытие государственного долга.
"Принимая этот проект бюджета-2020
(не сомневаюсь, что он "пройдет зал"), парламентарии должны помнить, что это
последний однолетний бюджет. А дальше должны принимать бюджеты с среднесрочным
сроком планирования (два-три года), где можно учесть необходимые нам 5-7% роста",
– резюмирует глава Директората Ассоциации франчайзинга Украины.
Эксперт по вопросам политики и
экономики Всеволод Степанюк считает, что никаких существенных изменений ко
второму чтению не произошло.
"Как и прежде, уменьшены на почти 20%
средства на финансирование субсидий – при заявлениях о подорожании коммунальных
услуг. Не достаточно, на мой взгляд, предусмотрено средств для индексации
пенсий. Реально не увеличены расходы (увеличены фактически на процент инфляции)
на медицину и образование, – поясняет эксперт. – Должностные лица заявляют, что
денег на обещанное увеличение зарплаты учителям нет. Зато реально увеличены
расходы на министерство обороны и правоохранительные органы. Из этого можно
сделать вывод, что бюджет-2020 – антисоциальный, а возможное недовольство
граждан власть собирается подавлять силой".
Доктор экономических наук,
генеральный директор группы компаний Advanter Group Андрей Длигач, комментария
предложенный ко второму чтению вариант, отметил, что чуда не произошло. Бюджет-2020,
по его мнению, вряд ли можно назвать бюджетом прорыва или бюджетом технократов.
"Но и вины правительства в этом нет –
слишком много обязательств осталось в наследство, – поясняет эксперт. – Это и
необходимость обслуживать государственные долги, и дефицит пенсионного фонда, и
значительные расходы на безопасность. Почти максимум возможного из
инвестиционной составляющей (например, увеличение расходов на развитие дорожной
инфраструктуры) правительство и так предусмотрело в бюджете".
Заложенный экономический рост в 3,7%
(не 7%, как следовало бы из программы правительства и даже не 5%)
свидетельствует скорее о реалистичности, чем о нехватке амбиций, уверен Длигач.
К тому же, напоминает он, ключевые вопросы экономического роста сейчас
находятся в руках Верховной Рады. Этот вопрос рынка с/х земли, либеральная
налоговая реформа, судебная реформа (и в целом восстановление доверия инвесторов
к государству).
"Верховная Рада способствовала разве
что ухудшению бюджета, вернув в него региональные депутатские "хотелки", в
очередной раз подтверждая необходимость на данном историческом этапе отказаться
от мажоритарке", – уверен Длигач.
Увеличение социальных стандартов (и
средней зарплаты, и социальных выплат) в условиях медленного роста экономики
является, по мнению эксперта, преждевременным и свидетельствует о желании
правительства и парламента улучшать собственные рейтинги.
"Гражданское общество, малый и
средний бизнес (а иногда и большой) не воспринимается действующей властью как
опора. Как следствие – имеющийся провал коммуникации, пренебрежение интересами",
– говорит экономист.
Андрей Длигач считает, что
положительно повлиять на перевыполнение доходной части бюджета и экономический
рост в 2020 году могут:
- успешная приватизация;
— либеральная модель рынка земли;
— налоговая реформа;
— успех команды Максима Нефедова в реформировании таможни;
— реализация хотя бы части инвестиционных проектов, активно демонстрирующихся в
последнее время;
— снижение учетной ставки НБУ (по крайней мере, уровень в 11-12% уже будет
достаточным для восстановления активного кредитования бизнеса).
"В целом как положительную хотел бы отметить работу Министерства финансов, результатом которой является уменьшение дефицита бюджета, долговой нагрузки и тому подобное", – резюмирует эксперт.
Ранее "Комментарии" писали, что Кабинет министров Украины представил подготовленный ко второму чтению законопроект о государственном бюджете на 2020 год. Министры выделили направления, которые являются приоритетными в их деятельности и которые получили дополнительное финансирование.
Новости партнеров
Новости