Рубрики
МЕНЮ
Таисия Ерохина
Совет Национального банка (НБУ) отменил запрет на покупку облигаций внутреннего госзайма (ОВГЗ) регулятором на вторичном рынке. Эксперты рассказали изданию "Комментарии", что это значит, а также почему произошло именно сейчас.
Член Совета Национального банка Украины Виталий Шапран поясняет, что Совет убрал ограничения на покупку ОВГЗ из собственных документов. Между тем, статьей 54 Закона Украины "О НБУ" прямо запрещена покупка правительственных облигаций на первичном рынке, а также опосредованное финансирование бюджета.
"Так что Решение Совета НБУ означает, что в НБУ могут возобновить операции на вторичном рынке ОВГЗ. Например, НБУ может выступать маркет-мейкером и проводить другие посреднические операции, целью которых может стать сглаживание экстремальных спекулятивных колебаний на вторичном рынке ОВГЗ, – поясняет эксперт. – НБУ уже научился справляться со спекулянтами на валютном рынке. Не вижу причин, почему бы этот опыт не перенести на вторичный рынок ОВГЗ. Впрочем, решение Совета НБУ не обязывает Правление к действиям, а лишь дает ему такую свободу действий. Поэтому тактика и стратегия выхода Правления на этот рынок, так же как и время выхода в рамках запрета который наложен 54 статьей Закона Украины "О НБУ", определяется правлением, это их операционная деятельность, в которую Совет не вмешивается".
По мнению Виталия Шапрана, принятие такого решения повышает степень свободы операций НБУ и открывает ему возможность влиять на ликвидность рынка ОВГЗ, его привлекательность для нерезидентов.
"Хочу разочаровать тех, кто посчитал это решение сигналом к включению печатного станка. Усиление присутствия НБУ на вторичном рынке не обязательно означает рост ОВГЗ на балансе НБУ, – подчеркивает эксперт. – Сейчас есть довольно большой спрос на обмен ОВГЗ, ряд банков желали б обменять индексные ОВГЗ на обычные. Во второй декаде марта, когда был всплеск девальвации, было много желающих осуществить обмен гривневых ОВГЗ на валютные и т.д. Расширение рынка и появление новых опций для участников может только увеличить его привлекательность, что в текущей ситуации совсем не помешает Украине".
На вопрос, почему всё произошло именно сейчас, Виталий Шапран ответил следующим образом: "Вопрос обсуждался в Совете давно. Еще в ноябре мы прогнозировали, что если доходность на вторичном рынке выйдет существенно отклониться от депозитных сертификатов НБУ, вторичный рынок фактически заблокирует Минфину превичку по гривневым ОВГЗ. Так и получилось, сейчас. Минфин один за одним отменяет аукционы по размещению гривневых ОВГЗ. Сейчас на вторичном рынке доходность по ОВГЗ колеблется в диапазоне 17-22% годовых, и это не дает возможности Минфину привлекать на первичке под желаемых 10-12%. Думаю, что появление НБУ в 2020-2021 гг. на вторичном рынке ОВГЗ в любой ипостаси несколько охладило бы ситуацию и аппетиты спекулятивно настроенных игроков".
Юрист, аналитик Андрей Вигиринский подчеркивает, что все прогрессивные страны мира используют выпуск "суверенных долгов" (внешние и внутренние обязательства – соответствующие облигации, которые потом монетизируются) в целях поддержки собственной экономики.
Он также отмечает, что Украине в условиях кризиса крайне нужны средства (без включения печатного станка), которые бы позволили стимулировать те или иные секторы экономики, "завязанные" на национальной валюте.
"Те же дорожные работы, в которых и сырье, и рабочие были бы – отечественные. То же стимулирование производства спирта, когда мы сможем удовлетворить внутренний спрос и даже сработать на экспорт. Та же легкая промышленность, которую можно загрузить пошивом масок и защитных костюмов. Те же предприятия оборонного характера, которые могли бы производить системы искусственной вентиляции легких (ИВЛ). Те же институты, которые могут производить тест-системы для выявления коронавируса, – перечисляет аналитик. – Но для всего этого нужны внятная государственная политика, связанна с дерегуляцией (убрать ненужные ограничения, запустить заводы, дав административную команду на это), а также – ликвидность, генерировать которую как раз таки может НБУ. И правительство — путем соответствующих заимствований. Именно для этого, думаю, появилось соответствующе решение Совета НБУ. И для этого же будут вносить изменения в закон о госбюджете, увеличивая объемы внутренних заимствований (которые может профинансировать НБУ). Причем объем этот, скорее всего, уже определен (негласно) в рамках программы сотрудничества с МВФ".
При этом, подчеркивает Вигиринский, может так получится, что через два месяца 90-100 млрд грн, которые будут распределены через Антикризисный фонд, закончатся. А кризис – нет…
"И тогда на уровне правительства и НБУ мы становимся заложниками ситуации, – считает аналитик. – И нужно будет спрашивать у МВФ: а можно ли нам сделать то-то и то-то ради спасения украинской экономики".
Ранее "Комментарии" сообщали, что ситуация на украинском валютном рынке значительно изменилась.
Новости партнеров
Новости