Рубрики
МЕНЮ
Сергей Медведев
В Минске сегодня, 18 сентября, соберется Трехсторонняя контактная группа (ТКГ) по урегулированию ситуации на востоке Украины. На заседании якобы будут согласованы сроки разведения сил конфликтующих сторон, а также утверждена и подписана единая редакция "формулы Штайнмайера" (последовательность действий в выполнении Минских соглашений). По просьбе издания "Комментарии" эксперты оценили риски и перспективы ситуации.
Военный обозреватель Денис Попович считает огромным плюсом тот факт, что новая украинская власть делает шаги в сторону мирного урегулирования. Тем более, что эти шаги сопровождаются освобождением украинских граждан, томившихся в застенках Кремля.
"Что же касается цены, то пока многое говорит о том, что способы решения конфликта не совсем соответствуют украинским интересам, — считает Попович. — Это и разговоры про "формулу Штайнмайера" которая предусматривает проведение местных выборов без вывода российских войск, и вообще разговоры об урегулировании в духе Минских соглашений, которые, среди прочего, предусматривают широкую автономию ОРДЛО и оставление Крыма "за скобками". Пока это всего лишь разговоры и "прощупывание позиций", но поскольку Минские соглашения остаются единственной "дорожной картой" урегулирования конфликта, других вариантов у Владимира Зеленского практически нет".
Руководитель Центра военно-правовых исследований, адвокат Александр Мусиенко подчеркивает, что сейчас в украинском обществе (в том числе в экспертной среде, а также среди патриотически настроенных граждан) "формула Штайнмайера" воспринимается крайне негативно — и является нежелательной для Украины.
"Моя личная позиция: подписание подобных формул является односторонними уступами со стороны Украины государству-агрессору — РФ. Это является неприемлемым для нашей страны, — уверен Мусиенко. — Можно вести разговор о двустороннем разведении сил, чтобы подконтрольные РФ боевики на временно неподконтрольной Украине территории Донбасса действительно отводили силы — и это происходило под четким контролем ОБСЕ. К тому же, наблюдатели ОБСЕ должны получить доступ ко всем складам, где хранится военная техника. При этом разводить силы и средства нельзя без полного прекращения огня (а режим прекращения огня систематически нарушается боевиками)".
По мнению руководителя ЦВПИ, наша страна должна предлагать свой, украинский план, а не прикрываться разными формулами – Штайнмайера, Сайдика и Мореля и других иностранных дипломатов, которые нам навязывают.
"Следует исходить из национальных интересов Украины. А они в том, чтобы российские регулярные и нерегулярные военные формирования покинули территорию Украины вместе со всем своим вооружением, а украинские ВСУ и пограничники вместе с наблюдателями ОБСЕ получили доступ к госгранице, — говорит Мусиенко. — Лишь после этого можно говорить о политической части Минских соглашений – выборах и т.д.".
Глава правления в Аналитическом центре "Донбасский институт региональной политики" Энрике Менендес отмечает, что новая украинская власть бодро и динамично начала процесс переговоров по урегулированию конфликта на Донбассе.
"И до прошедшего в выходные в Киеве международного форума "Ялтинская европейская стратегия YES-2019", и во время, и после было сделано много ярких, но противоречивых заявлений, связанных с Донбассом. Сперва создалось ощущение, что позиция Зеленского и его команды очень компромиссна. Но потом глава МИД Вадим Пристайко опровергнул многие из этих заявлений, сказав, что, по большому счету, ни изменения в Конституции (касательно особого статуса Донбасса), ни выборы до вывода войск с неподконтрольной части предложены не будут. И это уже напоминает позицию Порошенко", — считает Менендес.
По его мнению, то, что встреча в нормандском формате (главы Украины, России, Германии, Франции), похоже, вскоре состоится (не было в течение трех лет) — это позитивный знак. Но это пока — просто переговоры. Дата которых в данный момент даже не обозначена. Впрочем, спешка тут и неуместна.
"Слишком быстрое продвижение процесса урегулирования ситуации на Донбассе, без внутреннего национального диалога, без подготовки общественного мнения и общества вообще к процессу примирения, может принести больше вреда, чем пользы, — считает Менендес. — Конечно, все мы хотим мира, но мир должен быть установлен на справедливых условиях. И по приемлемой для общества цене. А для этого следует провести довольно большую внутреннюю подготовку. Как я говорил все предыдущие пять лет — у нас не выполняется "домашняя работа" по внутриукраинскому диалогу — и это пока не изменилось, являясь фактором для пессимизма".
Новости партнеров
Новости