Закон о референдуме: кому в Украине выгодно затягивать рассмотрение законопроекта

Некоторые эксперты считают, что закон могут принять до окончания карантина, ведь есть люди, которым это выгодно



Первый заместитель председателя фракции "Слуга народа", лидер одноименной партии Александр Корниенко уверяет, что Верховная Рада рассмотрит законопроект о всеукраинском референдуме после окончания карантина. Как он может выглядеть к тому времени, учитывая, что обсуждение документа еще продолжается, а партии власти такой инструмент народовластия не очень выгоден, эксперты рассказали изданию "Комментарии".

Всеукраинский референдум: когда ВР примет закон

Народный депутат Украины VIII созыва, эксперт Украинского института будущего Игорь Попов напоминает, что проект закона о референдуме был предложен к открытому обсуждению рабочей группой под руководством первого зампредседателя Верховной Рады (ВР) Руслана Стефанчука.

"Текст готовился опытными экспертами, и он достаточно качественный, – отмечает Игорь Попов. – При доработке из него, вероятно, исключат порог явки 50%, потому что тогда большинство референдумов может просто провалиться. Авторы вполне логично решили главную проблему – кто будет оценивать допустимость формулировка вопроса референдума. Технические процедуры понятны и просты. Однако на практике вряд ли Верховная Рада оперативно примет этот закон в целом".

Как поясняет эксперт УИБ, закон предусматривает возможность проведения референдума об отмене того или иного закона.

"Очевидно, что оппозиция соберет 3 миллиона подписей за отмену закона о продаже земли и выигрывает такой референдум, – считает Попов. – Поэтому власть будет делать хорошие информационные поводы: о регистрации законопроекта, получении заключения Венецианской комиссии или рассмотрении в комитете... Однако принятие закона, скорее всего, затянется на год, чтобы продажа земли, как и планируется, стартовала 1 июля 2021 года. Такая же судьба может ожидать закон о труде, который противоречит интересам большинства наемных работников".

Всеукраинский референдум: подготовка закона в условиях карантина

Судя по всему, у "Слуги народа" становится уже некоторой политико-правовой традицией тяготение "подгонять решение задачи под ее ответ", иногда даже в пресловутом "турборежиме", считает политический социолог Алексей Полтораков.

"Похоже, – отмечает эксперт, – не избежать этой неоднозначной традиции и Закону о всеукраинском референдуме, подготовка которого напоминает "домашнее задание на каникулы". Ввиду того, что в условиях карантина при его подготовке не получится ни привлечь достаточного количества профильных экспертов, ни организовать его широкие обсуждения, ни "отработать" его на международном уровне (отдав, скажем, Венецианской комиссии) – на выходе традиционно получится достаточно "сырой" продукт, требующий в дальнейшем серьезных доработок".

С другой стороны, отмечает Полтораков, "Слуга народа" вполне может изначально заложить в него целый набор "предохранителей", которые осложнят его использование против действующей власти.

"Вместе с тем, не стоит недооценивать также постепенно назревающий общественный запрос на "перезагрузку" нынешней власти, все меньше оправдывающей "высокое доверие народа". На фоне этого законопроект о всеукраинском референдуме может стать не более чем вспомогательным фактором противостояния по гораздо более серьезным вопросам, – говорит эксперт. – Кроме того, потенциальный закон о референдуме проблемный не только в своей привязке к Закону о земле. Инструмент референдума, помимо прочего, может быть использован при попытках решения проблемы ОРДЛО. А это таит в себе не меньший вызов национальной безопасности Украины, чем его привязка к земельной проблеме".

Закон о референдуме и его роль в процессе децентрализации

Политолог, эксперт Украинского института политики (УИП) Даниил Богатырев уверен, что закон о референдуме нужен Украине. И он, по мнению эксперта, должен регулировать как возможность проявления общегосударственного референдума, так и аналогичных волеизъявлений на местном уровне.

"С моей точки зрения, местные референдумы даже важнее общегосударственных, – отмечает Богатырев. – Только они способны обеспечить реальную, а не номинальную децентрализацию. Когда жители регионов смогут сами определять, на реализацию каких программ направить бюджетные средства в первую очередь, какому персонажу ставить памятник на центральной площади – вот это и будет реальная децентрализация, а не фикция, которую нам преподносят в качестве таковой сегодня".

Общегосударственный референдум также важен. Однако, не стоит питать иллюзий о том, что он станет "инструментом влияния на власть в руках народа", считает эксперт УИП.

"Как правило, по предельно политизированным вопросам (таким как рынок земли, язык, курс на НАТО, многие другие) люди склонны голосовать в полном соответствии с тем, что обрушивает на них массированная волна государственной пропаганды. Иными словами, общегосударственный референдум – скорее инструмент легитимации решений, которые власти уже приняли, чем способ заставить власть поменять такие решения", – резюмирует политолог.

Напомним, во время внеочередных заседаний 30 марта украинский парламент не смог переформатировать госбюджет с учетом пандемии коронавируса и нарастающего экономического кризиса. Изменения планируют принять на следующей неделе. О том, какие они могут быть, изданию "Комментарии" рассказали эксперты.