Рубрики
МЕНЮ
Татьяна Веремеева
Представители украинской власти
уверяют, что выборы на оккупированных территориях Донбасса реально провести
одновременно с выборами на всей территории Украины. Эксперты для издания "Комментарии"
назвали плюсы и минусы подобного подхода к урегулированию конфликта на востоке
страны.
Политический эксперт Тарас Загородний
напоминает, что "формула Штайнамайера", вокруг которой сейчас кипят страсти,
это детализация лишь одного из пунктов Минских соглашений. Но даже с воплощением
в жизнь этого пункта – огромные проблемы.
"Что уж говорить о спецстатусе для
Донбасса и проведении выборов на временно неподконтрольной территории по
украинским законам. Пока не будет решена безопасностная часть Минских
соглашений (а стрельба у нас продолжается даже в точках разведения сил и
средств), я не вижу смысла говорить о выборах, – отмечает политэксперт. – Лишь
после полного и безоговорочного прекращения огня, выведения оккупационных
формирований, других моментов безопасностностой части договоренностей, можно
будет поднимать вопрос выборов. И там возможны различные варианты – в
зависимости от того, как наши дипломаты выстроят отношения с Западом и Россией".
Проведение местных выборов на всей
территории Украины, включая временно оккупированные территории (но почему-то
без упоминания Крыма), следует рассматривать как
идеальный, желаемый вариант для украинской власти, нежели безальтернативную
опцию проведения местных выборов, считает политолог, сотрудник Международного
центра перспективных исследований (МЦПД) Максим Степаненко.
"Мотивация для "Слуги народа" ясна –
проведение выборов на всей территории Украины позволит президенту Владимиру
Зеленскому зачислить к себе в копилку небывалые раньше политические дивиденды.
Одновременное проведение выборов теоретически позволит говорить о начале новой
мирной жизни на всей территории Украины, избегая выделения временно
оккупированной территории из общих украинских процессов", – поясняет эксперт
Однако реальная возможность
реализации подобного сценария наталкивается на ряд серьезных препятствий,
уверен Степаненко.
"На данный момент говорить о
возможности проведения выборов на неподконтрольных Киеву территориях позволяет
лишь наличие политической воли у Зеленского и Ко. Но только этого недостаточно,
– поясняет эксперт. – Нет сомнений, что выборы не могут происходить в
присутствие представителей незаконных вооруженных формирований, без контроля за
границей. И проводиться они должны исключительно по украинскому
законодательству, при участии украинских партий и СМИ. Кроме того, сама
организация и непосредственное проведение выборов на неподконтрольных
территориях потенциально может сталкиваться с техническими сложностями, такими
как подготовка списков избирателей, обеспечение безопасности транспортировки
бюллетеней и т.д. Нельзя исключать вероятность того, что в день выборов что-то
может пойти не так, вплоть до попыток сорвать их, заблокировать отдельные
участки для голосования и многое другое. Не ошибусь, если предположу, что
ответов на эти вопросы нет ни в украинском обществе, ни на Банковой, ни у наших
международных партнеров".
Говорить о реальной возможности
проведения выборов на всей территории Украины можно будет только после
нахождения надежных инструментов преодоления или же минимизации озвученных
рисков, уверен представитель МЦПД.
"При этом открытым остается вопрос о
том, будут ли найдены удовлетворяющие всех опции проведения выборов на Донбассе,
– продолжает Степаненко. – В украинском обществе нет единого мнения по поводу
не то, что проведения выборов на Донбассе, но даже самих Минских договоренностей
и их исполнения. Можно предположить, что у украинцев по ту сторону линии
разграничения также есть свои предпочтения по данному вопросу, которые вряд ли
будут идентичны с другой частью украинского общества. Поэтому украинской власти
предстоит совершить виртуозный политический шпагат, который бы позволил
удовлетворить всех. Говорить о том, что решение однозначно будет найдено до
весны или осени 2020 года, крайне сложно".
Следует также отметить, что
позиционирование местных выборов как выборов "на всей территории Украины" вообще
не поднимает вопроса о Крыме.
"Такое положение дел создает
неправильный информационный фон, в котором Крым почему-то вынесен за пределы
взаимоотношений "всей территории Украины". Понятно, что упоминание Крыма
вызовет сопротивление со стороны РФ и поставит под угрозу проведение выборов в
ОРДЛО. Поэтому украинская власть должна продумать альтернативы своего поведения
по отношению к вопросу Крыма, которые бы исключали возможные трактовки того,
что Киев согласился на реинтеграцию Донбасса в обмен на Крым", – подчеркивает
эксперт.
И еще немаловажный момент: в случае
нахождения удовлетворяющего всех варианта проведения выборов на временно
оккупированных территориях, выборы на подконтрольных территориях не будут иметь
достаточного уровня контроля со стороны общественности и медиа.
"Безусловно, выборы в ОРДЛО будут
поглощать практически всё внимание, при этом оставляя возможность для
фальсификаций на подконтрольной территории, которые могут искривить реальное
волеизъявление украинцев", – резюмирует Степаненко.
Эксперт корпорации стратегического
консалтинга "Гардарика" Константин Матвиенко уверен: прежде, чем проводить
местные выборы, следует понять, в какие, собственно, органы самоуправления
будут избираться кандидаты.
"Если речь идет о городских, районных, поселковых,
сельских советах и советах объединенных территориальных громад (ОТГ), а также о
местных головах – всё понятно. Закон о них есть и действует. А вот ответа на
вопрос, что собой будут представлять представительские органы возможных
автономий (как, собственно, и сами автономии) – нет. Так что реально вместе с
местными выборами во всей Украины провести выборы в местные органы власти на
тех территориях. Но не в квазипарламенты автономий", – считает Матвиенко.
Новости партнеров
Новости