Мнение

Пресс для предпринимателей: необходимые для рисковых отраслей меры контроля масштабировали на все виды деятельности

Автор: Григорий Кукуруза, экономический эксперт

Глава Кабмина Украины Алексей Гончарук уверяет, что его правительство не намерено вводить повышенные ставки налогов для бизнеса. Экономист Григорий Кукуруза считает, что если прямого повышения налоговых ставок не будет (что не факт), то будут (и уже есть) решения о повышении административных расходов бизнеса.

«Относительно налоговых инициатив Зе!Команды. Номинальные ставки налогов (18% - НДФЛ, налог на прибыль или 20% НДС) - крайне обобщенно отображают реальную налоговую нагрузку на определенные отрасли или экономику в целом. 

Если мы говорим про определенные рынки, отрасли, то более корректно говорить про эффективные налоговые ставки (то есть итоговое соотношение уплаченных налогов или налоговой базы). Если про экономику в целом, то корректно использовать соотношение доходов сводного бюджета к ВВП.

Номинальные ставки правительство пока не собирается повышать. Но ряд законопроектов (№1053-1, 1071, 1210) существенно повышают эффективные налоговые ставки или увеличивают непрямые расходы бизнеса в виде необходимости увеличения времени / затрат на ведение учета, контроль и штрафы за нарушения.

Если говорить о пакете законопроектов касающихся упрощенной системы налогообложения (1053-1 и 1073), то они подразумевают обязательные кассовые аппараты для всех субъектов на 2-3 группе, а это практически все, кроме небольших торговых точек на рынке с годовым оборотом до 300 тыс. грн. Ранее кассовые аппараты были обязательные только при пересечении порога в 1 млн грн годового оборота.

Почему кассовые аппараты - проблема для малого бизнеса? В действительности нет проблемы существенных злоупотреблений малым бизнесом по занижению оборотов и уклонению от налогов. Но те административные ограничения, которые сегодня существуют - вынуждают предпринимателей так делать.

Во-первых, последний раз допустимые лимиты годового оборота пересматривались в 2016 году. Кумулятивная инфляция за это время превысила 50%, а лимиты остались те же.

Во-вторых, легально декларируемое превышение оборотов означает, что в следующем налоговом периоде субъект в обязательном режиме должен перейти на общую систему налогообложения. Конечно, в таких условиях физлица-предприниматели и ООО на упрощенной системе вынуждены скрывать часть оборотов.

Поэтому парламент ввел обязательные РРО, повысил штрафы за невыдачу фискальных чеков и внедрил новый инструмент массового определения нарушителей - кешбек (когда покупатель не получив фискальный чек - может пожаловаться и возместить стоимость покупки).

Конечно, это не прямое повышение налоговых ставок, но это повышение административных расходов бизнеса. Установка РРО оценивается Государственной регуляторной службой в 22,3 млрд грн. К примеру, за последний год суммарная уплата единого налога упрощенной системой составила 30 млрд грн. То есть, мы говорим минимум о 60% прироста нагрузки в первый год таких нововведений. И эти цифры не учитывают расходов (самостоятельных человеко-часов или нанятых бухгалтеров) по ведению учета, созданию и внесению в баз товарных позиций и тд, поскольку кассовые аппараты - подразумевают ведение учета, отсутствие которого и являлось основным преимуществом / льготой упрощенной системы. 

К слову, ранее обсуждалось усиления контроля исключительно за рисковыми группами: бытовой электроникой, ювелирными украшениями и фармацевтикой. Указанные отрасли является достаточно проблемными с точки зрения реализации контрабанды. Льгота для субъектов упрощенной системы налогообложения (УСН) в виде отсутствия необходимости сохранять первичную документацию (то есть документы, объясняющие происхождение товаров) часто использовались схемщиками для легитимизации контрабанды и ее реализации).

Однако необходимые для рисковых отраслей меры контроля масштабировали на все виды деятельности. Включительно с таким казусом, как интернет-торговля, которую также отнесли к риском отраслям, хотя это канал реализации, а не категория товаров.

Что дальше? Строгость украинского законодательства, как всегда, компенсируется необязательностью его исполнения. Кто-то из физлиц-предпринимателей действительно поставит РРО, кто-то полностью уйдет в тень.

Касательно кешбеков: уплата штрафа-вознаграждения происходит за счет предпринимателя, а не государства, такие инициативы столкнутся с проблемами доказательной базы и сам механизм будет гораздо менее действенным, чем ожидается».

07 Октябрь 2019