Мнение

Разрабатывающийся украинскими властями «законопроект о дезинформации» может быть признан неконституционным

Автор: Александр Чебаненко, эксперт программы реформирования правоохранительной и судебной систем "Украинского института будущего"

Эксперт программы реформирования правоохранительной и судебной систем Украинского института будущего Александр Чебаненко высказал изданию «Комментарии» мнение, что «законопроект о дезинформации», о разработке которого недавно вновь заявил глава Министерства культуры, молодежи и спорта Украины Владимир Бородянский, имеет большие шансы быть признанным несоответствующим Конституции Украины.

«Министр культуры, молодежи и спорта Украины Владимир Бородянский не забыл о своей инициативе касательно "законопроекта о дезинформации". Так, на днях он заявил, что многие нормы из тех, которые на данный момент обсуждаются в связи с этим законопроектом, "будут действовать до тех пор, пока часть нашей страны остается временно оккупированной".

Опять придется напомнить уважаемому министру, что в Украине уже действует закон, который на законном основании предусматривает возможность введения полного контроля со стороны государства за деятельностью СМИ, а также запрет на передачу информации через компьютерные сети. Единственное условие - предварительное введение на определенной территории на определенное время военного положения. Да, это Закон Украины "О правовом режиме военного положения".

Пока же озвученные Минкультом предложения, при недоступности текста указанного законопроекта, с большой вероятностью можно отнести к вступающим в противоречия с нормами Основного закона Украины - Конституции. А это значит, что, скорее всего, у такого закона есть большие шансы быть признанным неконституционным.

Уважаемому министру следовало бы не выдумывать велосипед, который, скорее всего, не поедет, а предложить изменения в действующее законодательство о введении общих (а не специальных, выборочных, касающихся определенных субъектов) норм об административной или уголовной (в зависимости от степени опасности) за действия, которые вредят информационной безопасности нашего государства и общества.

Украинский институт будущего ранее высказывал свои конкретные предложения по содержанию указанных норм. По нашему мнению, они, с одной стороны, должны соответствовать содержанию гарантированных Конституцией прав и свобод, а с другой - устанавливать общие границы, за которыми начинается ответственность за действия, являющиеся злоупотреблением указанными конституционными правами».

03 Декабрь 2019