Юрий Вишневский
журналист
Одно из распространенных мнений — при нынешней власти восточные и южные регионы страны оказались в привилегированном положении по сравнению с центральными и западными. Не будем называть это мнение мифом, хотя изрядная доля предубеждений — как и безосновательных надежд — в нем, несомненно, есть. Вместо этого посмотрим на результаты оценки своего положения в обществе представителями отдельных социальных групп различных регионов, полученные в ходе социологического исследования MMI Ukraine’2011/3.
Это исследование проведено компанией TNS в Украине в городах с населением от 50 тыс. человек среди жителей в возрасте от 16 до 65 лет. Средняя самооценка респондентов из восточных и южных регионов по 10-балльной шкале (1 балл соответствует самому низкому положению, а 10 баллов — самому высокому) составила 5,43 балла. Это выше, чем в центральных и западных областях (5,32 балла), но ниже, чем в Киеве (5,60 балла). В последнем нет ничего удивительного, поскольку, наверное, почти в любой стране жители столицы склонны к более высокой самооценке.
Однако иную ситуацию видим, когда обращаемся к данным по «высшему среднему» слою респондентов, имеющему наилучшие значения статусно-потребительских характеристик. На востоке и юге страны самооценка этого слоя составила 6,88 балла, что на 0,41 балла выше, чем в центральных и западных областях (6,47), и к тому же на 0,23 балла выше, чем в Киеве (6,65). По приведенному графику можно проследить, что оценка своего положения в обществе респондентов из «высшего среднего» слоя восточных и южных регионов стабильно превышает самооценку такого же слоя центральных и западных областей, начиная с первого квартала 2010 года, а столицы — начиная со второго квартала того же года.
Не менее интересно и то, в каких родах деятельности жители востока и юга чувствуют себя более высоко по сравнению с киевлянами. Оказывается, наиболее заметные различия в самооценке наблюдаются у предпринимателей. Столичные предприниматели оценили свое положение в обществе в 5,29 балла, предприниматели центральных и западных областей — в 5,21 балла, а их коллеги из восточных и южных регионов — в 6,09 балла, что на 0,80 балла выше, чем в столице. Впрочем, тут можно говорить не столько о том, что жизнь предпринимателей на востоке и юге улучшилась, сколько о том, что упала самооценка предпринимателей на западе и в центре страны, включая столицу. Действительно, в этих регионах оценка предпринимателями своего положения в обществе опустилась заметно ниже среднего уровня. Хотя, конечно, экспансия донецкого бизнеса тоже могла сказаться на предпринимательском самоощущении — по-разному в разных городах.
Новости партнеров