Юрий Вишневский
журналист
Если смотреть на динамику доходов, то Украина давно преодолела кризис. По данным социологического исследования MMI Ukraine, которое ежеквартально проводит компания TNS в Украине в городах с населением от 50 тыс. человек, в третьем квартале 2008 года (то есть накануне кризиса) 29,6% респондентов в возрасте от 16 до 65 лет заявили, что в их семьях доход на человека в месяц составляет 2500 грн. или более, в том числе 13,3% — 4000 грн. и более. По прошествии трех лет эти показатели увеличились соответственно до 47,5 и 23,8%. Однако если смотреть на динамику покупательной способности, получается обратная картина. За эти же три года доля опрошенных, которые заявили, что им вполне хватает денег на крупную бытовую технику (включая и тех, кто вообще не испытывает материальных затруднений), упала с 32,2 до 21,3%. Таким образом, перед кризисом реальная черта достатка (то есть тот уровень доходов, который в среднем обеспечивал возможность приобретать крупную бытовую технику) лежала ниже 2500 грн., а три года спустя она поднялась выше 4000 грн. И каждый третий из тех, кто до кризиса по своим доходам был выше этой черты, сейчас ниже ее.
Но это — черта достатка, а есть еще и черта бедности. Накануне кризиса 36,2% респондентов оценили среднедушевой доход за месяц в своих семьях ниже 1500 грн., в том числе 14,7% — ниже 900 грн. По прошествии трех лет эти показатели снизились соответственно до 20,7 и 6%. В то же время доля опрошенных, которые заявили, что у них вызывает серьезные проблемы покупка одежды или денег не хватает даже на питание, выросла с 19,3 до 23,9%. Таким образом, если перед кризисом реальная черта бедности (то есть тот уровень доходов, который в среднем не достаточен для удовлетворения потребностей в питании и одежде) лежала несколько выше 900 грн., то через три года она уже заметно превысила 1500 грн. Судя и по черте достатка, и по черте бедности, стоимость жизни в Украине за три года после кризиса выросла как минимум на 60%.
По идее, об этих цифрах должно было бы рассказывать правительство, описывая, например, планы на ближайший год. Более того, эти цифры — опять же, по идее, — должны быть исходными при строительстве любых планов. Люди должны знать, сколько в стране реально бедных и как правительство намерено переводить их вверх за черту бедности, и сколько в стране тех, кто живет ниже черты достатка, и как правительство намерено помочь им подняться выше этой черты. Если бы у правительства действительно была такая стратегия и имелись реальные успехи в ее реализации, можно не сомневаться, оно бы об этом рассказало обязательно.
Новости партнеров