Рубрики
МЕНЮ
Директор Центра исследований проблем гражданского общества Виталий Кулик поделился с изданием «Комментарии» мнением касательно того, можно ли говорить, что после поддержки оппонентами действующей власти ряда спорных законов (банковский, о земле), у нас формируется новая коалиция (часть фракции «Слуга народа» + «Голос» + «Европейская солидарность»).
«Не думаю, что будет сформирована новая коалиции. Для «Слуги народа» (СН) и президента Зеленского важно делать вид, что монобольшинство существует. И для некоторых голосований им даже удастся собрать нужное количество голосов самостоятельно. По вопросам, которые не будут вызывать резкое сопротивление – как у части общества, так и у части фракции.
Но в целом для принятия острых, непопулярных решений СН придется искать «помощь зала». И, скорее всего, вопрос будет стоять о ситуативном большинстве – для разных вопросов.
К примеру, за нового главу Минздрава Максима Степанова лишь со второй попытки проголосовало 246 народных депутатов (при 226 необходимых). При этом ни «Европейская солидарность», ни «Голос», ни «Батькивщина» голосами не помогли. А у СН набралось лишь 195 голосов (тогда как во фракции, напомню, более 250 человек). На помощь пришла Оппозиционная платформа – За жизнь (ОПЗЖ), дав 21 голос, а также группы "За майбутнє" (8), "Довіра" (13) и внефракционные (9).
А за те же банковский и земельные законы СН помогли как раз таки ЕС и «Голос».
В разнообразных конфигурациях, думаю, будут голосовать и за другие законопроекты. При этом всё более явно видится противостояние внутри фракции СН. От легкого фрондирования часть депутатов партии власти переходит непосредственно к лобовым атакам – и на Офис президента (ОП), и на ряд министров, и на Генпрокуратуру, СБУ, антикоррупционные и силовые органы. Всё идет к тому, что фракция СН будет «сыпаться». Не исключаю и поднятие вопроса об исключении некоторых нардепов из фракции.
Если говорить о цене того или иного ситуативного – совместного с частью СН – голосования, то она может быть различной. Я пока не вижу предоставления квот тем же представителям ЕС или ОПЗЖ. Некоторые Телеграмм-каналы и разные персонажи пишут, что «порохоботы захватили власть». С моей точки зрения, это не так. Хоть в окружении Зеленского и есть люди, ранее бывшие в обойме Порошенко. Но сейчас у них совсем другие ориентиры.
В качестве «платы» за «нужное голосование» могут быть: перераспределение финансовых потоков, те или иные «серые схемы», отсутствие внятно доказуемых подозрений в отношении того же Порошенко. Не исключаю, что новая генпрокурор Венедиктова может подать такое подозрение, и даже поднять вопрос о снятии с пятого президента, являющегося сейчас нардепом, неприкосновенности – для ареста. Но, скорее всего, подобного рода подозрение не пройдет даже парламентский комитет. Да и сделано будет так, что любой суд его легко разобьет. И вот это, возможно, та самая «цена вопроса». Другое дело – надо ли это Венедиктовой? Стоит ли пачкать только примеренный новый мундир такого рода политическими играми с явно просматривающимся «прописанным» финалом?
Сомневаюсь я и в том, что будет продвигаться расследование в отношении окружения Порошенко. Мы видим фактический развал даже резонансного дела Гладковских-Свинарчков – из-за отсутствия эффективной деятельности НАБУ. Вот таки образом, вероятно, ОП и будет рассчитываться за определенные голосования.
Если же ситуация зайдет в пат, когда цена окажется слишком велика для президента, и он не сможет найти голосов для нужных решений, на Банковой могут рассмотреть вопрос о досрочных выборах Верховной Рады. И там уже возможны разные конфигурации.
Плюс – не стоит забывать о фактическом «государстве в государстве» – министре МВД Арсене Авакове, который на фоне карантинных мер еще более укрепляет свое и без того немалое влияние».
Новости партнеров
Новости