Рубрики
МЕНЮ
Экономический эксперт Александр Гаврутенко высказал изданию «Комментарии» мнение о программах поддержки малого и среднего бизнеса, пострадавшего от эпидемии коронавируса и карантинных мер. Их анонсировал министр развития экономики, торговли и сельского хозяйства Игорь Петрашко.
Первая программа, по словам министра, предполагает, что предприятиям, у которых есть кредиты в банках, правительство компенсирует процентную ставку до нуля (условием участия в такой программе является сохранение некоторого числа рабочих мест). Вторая предусматривает банковский кредит для малых предприятий, по которому кредитная ставка для бизнеса составит 5% (эти деньги будут направлены на выплату зарплат работникам предприятий).
Александр Гаврутенко поделился своим мнением по поводу этих программ и того, что еще нужно делать, для спасения украинской экономики:
«Прежде всего, нужно уточнять, что бизнес во всем мире страдает не от коронавируса, а от тех ограничительных мер, которые правительства по всему миру вынуждены принимать. И там, где они не такие строгие, проблемы в экономике менее значительные.
Кроме того, важно понимать, что не все отрасли в этот момент несут убытки или недополучают привычные доходы. Есть и те, для которых это – время сверхвозможностей.
Существует также высокая вероятность того, что после карантина может сильно поменяться потребительские предпочтения и общая культура потребления во всем мире. Это означает, что не всем предприятиям и старым бизнесактивностям стоит помогать – многие даже при этом не вернуться на рынок, если не смогут оперативно адаптироваться к новой реальности.
Что касается предложенных правительством мер поддержки, то говорить или оценивать их эффективность достаточно сложно и, наверное, и невозможно, в том числе и для самого правительства.
Единственный критерий, по которому там принимаются решения о форме поддержки – это простота ее реализации и контроля. И нет ничего проще в этом плане, как работа с банковскими кредитами.
При этом такая помощь – явный элемент отрицательного стимулирования, когда при прочих равных конкурентных условиях поощряется (дотируется) плохое финансовое состояние. И тем самым наказываются те, у кого оно устойчивое, кто незакредитован, кто до этого был более рациональный и эффективный.
Правильней и справедливей было бы оценивать и требовать от бизнеса не просто сохранения бездеятельных рабочих мест, а сохранения тех рабочих мест, которые поддерживают старую или новую активность предприятий. И именно это финансово поддерживать. Как собственно и делают во всем мире.
Но для этого нужен сложный механизм администрирования такой помощи, при котором по всей стране анализируются деятельность субъектов хозяйствования и оперативно принимаются соответствующие решения. К сожалению, государство Украина, в силу своей низкой институциональной способности и повсеместной коррупции такую работу организовать не сможет.
Сейчас по всему миру правительства выделяют бизнесу колоссальные размеры финансовой помощи, в том числе и прямой, безвозвратной. Но это не совсем адекватная мера в условиях, когда вся мировая бизнесактивность поставлена на паузу. Можно сколько угодно тратить бюджетных или эмитированных денег на стимулирование экономики, но это ее не реанимирует до окончания этой паузы. Равно как и после, если она затянется слишком долго. Основная помощь бизнесу в данном случае – это как можно скорее начать снимать карантинные ограничения там, где это возможно. В частности, где возможно строгие запреты деятельности заменить на более строгие соблюдения санитарных противоэпидемиологических правил».
Новости партнеров
Новости