Юрий Вишневский
журналист
Кто-то скажет, что вечны только перемены. Сколь быстро меняются предпочтения украинцев, показывают результаты социологического исследования MMI Ukraine’2011/4, проведенного компанией TNS в Украине в городах с населением от 50 тыс. человек среди жителей в возрасте от 16 до 65 лет. Опрошенным предлагалось указать, без чего они не представляют свою жизнь. Ответы, конечно же, отличались у представителей различных статусно-потребительских слоев, но еще больше они отличались у представителей различных поколений.
Так, у самых молодых (16–25-летних) респондентов из «высшего среднего» слоя на первом месте уже стоит Интернет: без использования его не представляют свою жизнь 66,9% этой категории опрошенных. На втором месте у этой категории использование компьютера или ноутбука (56,6%). Третье место заняли разговоры по мобильному телефону (45,3%). И лишь четвертое — просмотр телепередач (42,6%). У представителей того же поколения из слоя «ниже среднего» (наиболее стесненного материальными возможностями) телевизор пока еще на первом месте — 62,4%. На мобильный телефон указали 40,2% — эта доля лишь немногим меньше, чем среди их сверстников из «высшего среднего» слоя. Не представляют свою жизнь без Интернета 24,9%, без компьютера — 18,8%.
Сравним теперь предпочтения самых молодых с ответами тех, кто родился на 40 лет раньше, то есть поколения 56–65-летних. В «высшем среднем» слое телевизор — 75,7%, мобильный телефон — 36,5%, компьютер — 24,6%, Интернет — 19,7%. В слое «ниже среднего» не представляют свою жизнь без телевизора 69,5%, то есть меньше, чем в «высшем среднем» слое. (40 лет назад телевидение было приблизительно на том же этапе роста популярности, на котором сейчас находится Интернет, и именно в слое «ниже среднего» наиболее велика доля тех, кто так и не успел вовлечься во всеобщую телеманию.) На мобильный телефон в этой категории указали 15,3%, на Интернет — 2,9%, на компьютер — 1,3%.
Видя, как Интернет вытесняет (а у молодежи «высшего среднего» слоя уже вытеснил) телевидение, нельзя не задаться вопросом о судьбе книг. В слое «ниже среднего» не представляют своей жизни без чтения книг 38,5% поколения 56–65-летних и только 16,2% поколения 16–25-летних. В «высшем среднем» слое среди респондентов в возрасте 56–65 лет указали на книги 48,9%, 46–55 лет — 38%, 36–45 лет — 37,5%, 26–35 лет — 30,2%, 16–25 лет — 33%, из чего можно заключить, что падение популярности книг в этом слое уже прекратилось. И хотя перемены и вечны, но, быть может, именно книгам (пусть и не в бумажном, а в файловом виде) суждено остаться жизненно необходимыми даже тогда, когда телевизоры станут анахронизмом.
Новости партнеров