Юрий Вишневский
журналист
Наглядная картина того, как вторжение виртуального мира переворачивает мир реальный, изображена на диаграмме внизу этой колонки. Цифры взяты из результатов социологического исследования MMI Ukraine’2011/4, проведенного компанией TNS в Украине в городах с населением от 50 тыс. человек среди жителей в возрасте от 16 до 65 лет.
Не реже, чем раз в месяц, пользуются поисковыми сервисами, отправляют и получают почту с помощью Интернета 31,8–36,9% респондентов, а в «высшем среднем» слое — 59,9–64,7%; среди 16–25 летних — 53,4–60,2%, а в «высшем среднем» слое 16–25 летних — 80–82,7%. Немногим меньше доля тех, кто с той же регулярностью посещают социальные сети, блоги и т. п., ведет там собственные странички, смотрит или слушает онлайн и загружает видео- и аудиозаписи, просматривает новостные, спортивные, погодные сайты, скачивает всевозможные программы, приложения, игры.
Среди всех респондентов таких пользователей набралось 19–28,5% (в «высшем среднем» слое — 36,6–53,5%), среди 16–25 летних — 38–53,3% (соответственно 59,1–75,7%). Кроме того, более 10% респондентов используют программы для видео-, аудиозвонков и конференций типа Skype и Microsoft NetMeeting, читают онлайн-версии газет и журналов, играют в онлайн-игры, смотрят онлайн ТВ и слушают радио онлайн, пользуются сервисами мгновенных сообщений типа ICQ, QiP, Miranda, с помощью Интернета управляют личными финансами, оплачивают счета и совершают покупки: 10,4–17,7% среди всех опрошенных (26,8–38,9% среди «высшего среднего» слоя), 17,7–35,2% среди 16–25 летних (38,3–58,2% среди «высшего среднего» слоя 16–25 летних).
Одна сфера человеческой деятельности за другой уходит в онлайн — когда-то так преобразовывалось бытие благодаря освоению человеком электрической энергии и электромагнитных волн. Но у Интернета есть два принципиальных отличия. Во-первых, появление в домах электроламп и радиоприемников, затем холодильников и телевизоров зависело в первую очередь от уровня достатка семей, а появление и особенно использования Интернета не менее чем от достатка зависит от возраста. Во-вторых, лампочка и телевизор — это лишь предметы быта, на просмотре телепередач зарабатывают разве что телекритики, тогда как Интернет все больше становится орудием производства и средой существования бизнеса.
Уже для нынешнего молодого поколения перспективы получить работу, сделать карьеру и вообще добиться успеха серьезно зависят от умения жить в Интернете, зарабатывать в нем и на нем. Через десяток лет это умение станет определяющим — даже более важным, чем, например, стартовый капитал, обеспеченный родителям. Но в Украине вообще нет борцов с компьютерным неравенством — вместо них полно борцов за образование на русском языке.
Новости партнеров