Анатолий Стреляный
писатель
Можно сказать, что мы не умеем писать о России, но это вызовет законный и потому не совсем удобный вопрос: а о чём мы умеем писать? Лучше будет сказать, что мы не умеем думать о России.
Правильно думать о ней значит иметь в виду нечто такое, что позволяет видеть место любой мелочи в общей картине. Ну, поверим, к примеру, что Россия хочет восстановить СССР. Но не считать же серьёзным шагом к этой цели захват двух частичек Грузии за два десятка лет! Или она наоборот, положила себе постепенно скукожиться до Московского царства? Тогда почему удерживает Кавказ? Или она, что правдоподобнее всего, не стремится ни к чему? Тогда на кой ляд воспевает Сталина и поносит Америку?
Есть, между тем, один фундаментальный факт: послесоветская Россия с первого дня принялась проедать свои накопления и доходы. Вот это уже кое-что. Это — нечто наглядное. Постоянно держать это в уме и значит правильно думать о России. Перед нами страна, не желающая развиваться. Существовать она пока не прочь, а развиваться ей, похоже, расхотелось.
Известно, что общее благосостояние населения любой страны зависит не то того, как распределяется её богатство, а сколько его в целом. Это легко понять, если беззлобно посмотреть на дворцы больших и малых воров. Возводя эти дворцы, воры дают заработок множеству простых людей. Таким способом (и более надёжного способа нет) наворованное расплывается, расползается, размазывается по едокам. Крадут в России безудержно и безмерно. Далеко не всё краденое прячется в мировых банках. Значительная часть остаётся в местах преступления и включается в работу. Это и отражается статистикой как личные доходы населения. Плюс зарплаты бюджетникам и всевозможные пособия и льготы. Всё это вместе никак не связано с трудовыми усилиями народа. Более того, личные доходы растут намного быстрее, чем производительность труда. Страна занята не накоплением и потреблением в здравой пропорции, а потреблением в первую очередь. Высшие знают, в чём тут дело, они это и устроили: чтобы массы не бунтовали, с ними надо делиться, а делиться мы можем только наворованным. Иными словами, курс на проедание взят был во многом сознательно, но целью было не благосостояние большинства, а его покорность, лояльность. Страна, короче, ушла в повальное воровство, чтобы не уйти в бунт, а после него — в хаос.
Это всё относится и к Украине. Но ведь так, извините, и в богатейших свободных странах! Проедают больше, чем позволяет здравый смысл, и по той же причине: правители идут навстречу пожеланиям трудящихся, которые потому и трудящиеся, что живут сегодняшним днём. Как обитатели леса или зоопарка. И приходишь к странному выводу. И в этих странах, и в России, и в Украине в наличии демократия! Где более убогая, где менее, но воля большинства.
Новости партнеров