Анатолий Стреляный
писатель
Нет ничего более жгучего, чем чувство одной поэтессы к другой, которая к тому же намного моложе. Но и обычные читатели в большом количестве с негодованием встретили призыв г-жи Забужко голосовать против всех во втором туре последних президентских выборов. Не зря, видимо, она всё подтверждает и подтверждает свою позицию: «Тимошенко — це була цілком нова історична загроза, яку країна ще радше інстинктивно відчула, аніж по-справжньому зрозуміла. До такого виклику, до жіночого фашизму в гламурному обличчі, Україна не готова, і цивілізація не готова. Жінки тільки в 20-му столітті вийшли на арену історичних дій, і впізнавати в них нових Сталінів і Троцьких людство ще не навчилося. Це була перша така проба. ХХІ століття, напевно, буде століттям «жіночих фашизмів», але вже не в Україні».
Есть соблазн не понимать это буквально. Хочется как-то смягчить, а вместе с тем и затемнить общий смысл столь смелого прогноза. Вдруг писательница хотела всего-навсего сказать, что диктаторские замашки популисток во главе целых стран могут стать одной из неприятностей века? Но уж слишком большой напор, слова явно обдуманы и тянут на концепцию. Что ж, ничего не остаётся, как услышать сказанное так, как оно прозвучало, и заметить кое-что по существу.
Женщин в политике и впрямь будет всё больше. Это, к счастью, очевидно. Естественно, больше будет и Салтычих, но почему нужно думать, что демократок, либералок и просто нормальных матерей семейств будет меньше? А главное — как понимать слова про неготовность цивилизации? Здравый смысл говорит, что цивилизация готова ко всему, что производит. То, что в ней не вызрело, то, с чем она не готова иметь дело, родиться не может по определению. Неужели с этим можно спорить?! Или есть цивилизация, и есть некто над нею, кто подбрасывает ей — по халатности или зловредности — нечто, к чему она не готова?
Ну, хорошо, женщины вышли на арену недавно, и распознавать в них злодеев человечество не научилось. Мужчины же на арене испокон веков. Так что, в них — научилось? В ком для примера был распознан хотя бы Троцкий, не говоря о Сталине, и какие были приняты меры? И точно ли Украина — первая такого рода проба по женской части? Как можно представить себе целое столетие женских фашизмов? Что, мужских не будет совсем или они будут такой редкостью, что о них можно не говорить? Вообще-то хорошо бы…
А грандиозная по-своему концепция, согласимся. Что-то в нём есть такое, зловеще романтическое, в этом прогнозе. Куда ни глянь на шарик с должной высоты — и там жено-фашизм в гламуре, и там, и во-о-н там. Да ведь это фэнтези, будь они неладны, не их ли влияние? Крутобёдрая Мать Племени с копьём на белом коне, а над нею в поднебесье — верный дракон, изрыгающий огонь на её обидчиков…
Новости партнеров