Алексей Кафтан
эксперт-международник
У России появился свой Сноуден. Или Мельник. В том смысле, что, как и первый, посвящен в некие государственные секреты, но попался на горячем, как второй. И предположительно смылся за океан подобно этим двоим. Даже фамилия его выглядит странным гибридом — Сапельников. В общем, пресловутый российский «третий путь» во всей его умомнепонятности. Впрочем, все по порядку.
Пару лет назад в Москве озаботились модернизацией кадастра земель и недвижимости. В цифровой век миллионы страниц ненадежных бумажных носителей — не комильфо. Тем более если приходится скрести по сусекам накануне экономического кризиса. Перевод этого хозяйства «в цифру и в сеть» поручили Федеральной службе государственной регистрации (Росреестр) при Минэкономразвития. Но к январю 2013-го система так и не заработала. Нагрянувший в мае аудит выявил финансовые нарушения почти на 24 млрд. рублей (6 млрд. грн.), причем, если верить Счетной палате и ФСБ, десятая часть этой суммы вообще ушла налево. Один из главных фигурантов проверки — замглавы Росреестра Сергей Сапельников, курировавший подряды с ІТ-компаниями, — решил не дожидаться повестки. Он выехал в Беларусь, оттуда — в Украину, а затем предположительно вылетел в США. На фоне истории со Сноуденом российский чиновник со вторым уровнем допуска к гостайне для Вашингтона самое оно. И хотя в Росреестре говорят, что в последние полгода Сапельников был лишен доступа к секретным данным, информация о лицах из «первой сотни» имеет большой срок годности.
Здесь напрашиваются несколько выводов. Во-первых, махинации такого уровня не по плечу одному человеку. Не исключено, что Сапельникова спровоцировали на побег, чтобы отвлечь внимание от участников аферы рангом повыше. В противном случае придется признать, что ФСБ прокололась. Во-вторых, радует уровень взаимодействия между компетентными органами Союзного государства. В-третьих, преимущество, которое Москва получала от прозрачности границ РФ с Украиной и Беларусью (вспомним дело о похищении оппозиционера Развозжаева), теперь обернулось против нее.
Наконец, самое интересное. Коль скоро Москва озаботилась строительством нового железного занавеса, Киеву стоило бы ей в этом помочь. К примеру, выйдя из Минской конвенции 1993 года, предусматривающей экстрадицию преступников — междусобойной перепевки Европейской конвенции 1957 года, которую Украина и РФ также ратифицировали. Тем более что положения последней прописаны гораздо четче. Нам особенно интересны два пункта — о выдаче политических и финансовых преступников, — отсутствующие в Минской конвенции. С первым все ясно, причем наличие нейтрального посредника позволило бы жестче реагировать на «развозжаевский» сценарий и уменьшить прямое давление на Киев. Что до второго, то для такой экстрадиции необходим целый ворох договоров о преследовании за экономические преступления. Что нам бы вовсе не помешало. Впрочем, если нет — не страшно. У нас предпочитают бежать на Запад.
Зачем Украине становиться убежищем для беглых российских диссидентов и олигархов? Затем хотя бы, что это улучшает карму и имидж. А еще приносит деньги. Причем немалые.
Новости партнеров