Эти факторы, а более того — собственные и детей моих школьные годы чудесные, убедили меня в том, что в нашей школе как раньше, так и теперь не учат тому, что людям нужно в жизни, и учат тому, что как раз в этой жизни не нужно. Или нужно далеко не всем.
Что касается всех, то прежде всего — всеобщее среднее образование вообще не нужно, на мой скромный взгляд. Школа должна быть ступенчатой, как это давно практикуется во множестве стран мира. И аттестат о среднем образовании необходим далеко не всем, а в основном тем, кто собирается учиться в вузах. Большинству обычных людей, которые прекрасно реализуют себя на рабочих специальностях или в сфере обслуживания, аттестат и предшествующее ему изучение тригонометрии и астрономии на фиг не нужны.
Знакомство с учебником биологии моего сына в свое время повергло меня в ужас. Постичь эту премудрость мог бы разве что будущий нобелевский лауреат.
Совершенно очевидным представляется, что всех абсолютно детей необходимо научить читать, писать и считать, дать базовые сведения по истории, географии, литературе, физике, химии, иностранному языку. И непременно — знания по основам права, по этикету, информатике, устройству человеческого организма, половому воспитанию.
А после восьмого класса стоит определяться. Кто без высоких социальных запросов и претензий — милости просим либо в профессиональные училища для получения специальности, либо непосредственно на работу. А кто хочет учиться дальше, пожалуйте тестироваться на предмет того, на чем сосредоточиться дальше. И по итогам тестов, с учетом изначальных интересов, в соответствующие классы — точных наук, естественных наук, гуманитарных наук. И тогда уже, плиз, не надо будущих историков и филологов мучить тангенсами и рибонуклеинами, а будущих биологов — романами и летописями.
Все это мысли не новые и не оригинальные. Базируются они на непреходящем сожалении моем о том времени, которое я убил на изучение алгебры и органической химии. И еще сильнее жалею я о том, что не учился, подобно Ленину, в классической казенной прогимназии, откуда мог бы выйти со знанием двух живых (французский и немецкий) и двух древних (латынь и греческий) иностранных языков.
Работая после института (у меня филфак — русский язык и литература) в сельской школе, я на спор не смог решить квадратное уравнение. Спор был с математичкой, которая не могла поверить, что такие сведения можно так быстро забыть.
Сорри, но мне в жизни квадратные уравнения не нужны были ни разу. При этом с логическим мышлением, развитию которого способствует изучение математики, у меня всегда все было в порядке, поверьте.
Я гуманитарный гуманитарий. И таких полным полно в каждом поколении. На хрена нам, гуманитариям, косинусы? А мой брат, математик и экономист, в жизни не поставил ни одной запятой. И это тоже нормально.
Как свести школу с реальностью в государственном масштабе? Вопрос с массой разных ответов, но в итоге — всегда без ответа. Увы.