Юрий Рыбачук
бывший заместитель министра культуры
По данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно в мире в дорожно-транспортных происшествиях гибнет около 1,3 млн. человек, еще 20–50 млн. получают травмы различной степени тяжести. К 2030 году в связи с увеличением количества транспортных средств ДТП займут пятое место среди самых распространенных причин смертности, и это будет означать, что в автокатастрофах во всем мире погибнет больше людей, чем от СПИДа и туберкулеза. Уже сейчас люди в возрасте от 15 до 29 лет чаще всего умирают в связи с ДТП. Не слишком ли высокую цену платит человечество ради свободы передвижения? Сколько вообще жертв дорожных происшествий можно считать допустимыми потерями?
Шведский «нулевой вариант»
Швеция предлагает: нисколько. В буквальном смысле слова — ноль. Идея не просто сократить количество автокатастроф, но и полностью исключить смертельные случаи и серьезный травматизм на дорогах Швеции, впервые прозвучала в 1994 году. Через три года парламент страны принял проект закона о безопасности дорожного движения, который зафиксировал в шведском законодательстве так называемую Концепцию нулевой смертности (Vision Zero). С тех пор Швеция выстраивает стратегию реформ безопасности дорожного движения на основе этой концепции. Vision Zero также нашла место в программных документах швейцарских и голландских политиков. В прошлом году министерство инфраструктуры одной из федеральных земель Германии, Бранденбурга, взяло философию Vision Zero за основу своей транспортной политики.
Эта философия зиждется на нескольких постулатах. Во-первых, организм человека имеет низкий предел устойчивости к биомеханическим воздействиям и просто не создан для передвижения на высоких скоростях. Иными словами, тише едешь — дальше будешь. Во-вторых, людям свойственно отвлекаться и ошибаться. Причиной более 90% всех автокатастроф, в результате которых имеются пострадавшие, являются допущенные человеком ошибки. Более того, в-третьих, нынешняя автотранспортная система позволяет водителям рисковать и совершать эти ошибки, поскольку в ней нечетко прописана цепочка ответственности за них. Например, она в принципе разрешает вести машину со скоростью 200 км/ч на расстоянии всего лишь одного-двух метров от идущего впереди транспортного средства. Она позволяет вести машину со скоростью 100 км/ч в дождливую погоду, проезжая мимо ребенка, который стоит в метре от проезжей части (причем неизвестно, хорошо ли водит машину сидящий за рулем и осознает ли он возможный риск). Поэтому, как говорят приверженцы Vision Zero, автотранспортная система должна быть организована так, чтобы человеческий фактор больше не приводил к смертельному исходу. Ответственность за безопасное движение возлагается не только на участников движения, но и на политиков и автопром. Предусматривается проведение большого комплекса мероприятий, нацеленных на повышение безопасности на дорогах, — от удаления деревьев, растущих слишком близко к проезжей части, создания в городах зон движения со скоростью не более 30 км/ч, до оптимизации деятельности спасательных служб и системы неотложной медицинской помощи, внедрения обязательного курса поведения в ситуациях риска для слушателей автошкол. В свою очередь, автопром должен заниматься разработкой технических средств, позволяющих избегать автокатастроф и смягчать тяжесть их последствий. Такими средствами в свое время стали антиблокировочная система (АБС) и подушка безопасности. Изобретение нового времени — системы распознавания пешеходов, которые автоматически включают торможение, если водитель не успел среагировать на появление человека на проезжей части.
Интересно, что подобные системы сами по себе являются если не шагом вперед, к Vision Zero, то во всяком случае нарушением действующих концепций дорожного движения. Например, Венской конвенции, принятой ЮНЕСКО еще в 1968 году, в которой говорится, что водитель «при всех обстоятельствах должен владеть транспортным средством» и быть в состоянии выполнить на нем все требуемые маневры. То есть окончательный контроль над автомобилем должен оставаться за человеком, а не за автоматикой. Кроме того, скептики утверждают, что слишком «умные» автомобили больше вредят безопасности движения, чем повышают ее, — ведь водитель, надеясь на новые технологии, может потерять бдительность.
Как бы то ни было, Vision Zero принесла в Швеции свои плоды — в последние годы количество аварий со смертельным исходом, в которых были задействованы пешеходы, в этой стране снизилось почти на 50%. Количество жертв ДТП, как отмечает Шведский торговый совет, можно было бы сократить еще на 90%, если бы удалось справиться с техническими недостатками системы, нежеланием людей пристегиваться ремнями безопасности, превышением скорости и вождением в нетрезвом состоянии.
Конец автопрома
Тем временем в недалеком будущем общая картина дорожного движения может поменяться и без Vision Zero. Ученые из Фраунгофского института системных и инновационных исследований (ИСИ, Германия), проанализировав накопленные за последние годы фактические данные, составили возможный сценарий развития европейской автотранспортной системы в 2050 году. Первое, что бросилось в глаза специалистам ИСИ, — резкое сокращение общего количества личных автомобилей. Так, если сегодня в Германии насчитывается приблизительно 500 машин на 1000 жителей страны, то в 2050 году их будет вдвое меньше. Это связано с сокращением численности населения. Второй момент, привлекший внимание ученых, — изменение отношения человека к автомобилю. Если сейчас он все еще является предметом страсти и показателем статуса владельца, то в будущем эта статусность сойдет на нет. По словам специалистов ИСИ, такой тренд уже сейчас заметен среди молодых людей, и он будет только укрепляться. «Мой идеал — деиндивидуализация мобильности, отказ от владения транспортным средством. Просуществовавшая более 150 лет успешная модель обладания собственным авто с двигателем внутреннего сгорания исчерпала себя, — заявляет в интервью газете «Ди Цайт» руководитель Института транспортного дизайна при брауншвейгском Университете изобразительных искусств Штефан Раммлер. — Быстрая, гибкая, автономная выгодная и надежная мобильность человека в будущем должна быть обеспечена продуманным и простым объединением в единую систему коллективных перевозчиков и индивидуальных транспортных средств, сдающихся в аренду». По словам руководителя группы исследования транспортных систем ИСИ Вольфганга Шаде, в 2050 году собственный автомобиль будет иметь в своем гараже главным образом достаточно обеспеченные люди, проживающие в сельской местности. Нетрудно понять, что если сценарий ИСИ реализуется, то в 2050 году автоиндустрия в своей нынешней форме и величине прекратит существование.
Кроме того, в будущем не найдется места для любителей быстрой езды. «Скорости 250 км/ч больше не будет. Тот, кому захочется прокатиться «с ветерком», должен будет сесть на скоростной поезд», — говорит Шаде. Исследователи ИСИ прогнозируют, что в Европе будут установлены лимиты скорости: 120 км/ч на автобанах, 80 км/ч на дорогах общей сети и 30 км/ч в пределах городов. По крайней мере, такую концепцию хотят в ближайшие годы реализовать в Нидерландах.
Новости партнеров