Рубрики
МЕНЮ
Закон об амнистии капиталов будет передан в Верховную Раду и введен в действие в текущем году, пообещал президент Украины Владимир Зеленский. Это заявление проанализировал для портала «Комментарии» старший аналитик по налоговым вопросам Института социально-экономической трансформации Вячеслав Черкашин
"В парламенте с сентября прошлого года "пылятся" сразу три законопроекта по вопросу проведения амнистии капиталов (проект монобольшинства № 1232 и его альтернатива № 1232-1, а также проект № 2128, соавтором которого является ваш покорный слуга). Насколько мне известно, ни рабочих групп, ни парламентских слушаний, ни каких-либо иных официальных действий с указанными законопроектами не проводилось. Островок политической паузы на фоне законодательного турборежима.
Ключевыми являются следующие факторы:
1. Разумная предподготовка к амнистии капиталов:
(а) широкая разъяснительная кампания правительства (3-6 месяцев). Люди должны знать что, как и когда будет происходить. К тому же властям нужно четко артикулировать – амнистия не касается финансовых результатов политической коррупции или иных тяжких преступлений (торговля людьми, наркотиками, оружием). Качество коммуникации с обществом – половина успеха!
(б) Украина должна создать предпосылки для успешной амнистии – присоединение страны к Стандарту ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) по автоматическому обмену налоговой информацией (известное под сокращенным названием CRS MCAA). Потенциальные участники амнистии должны понять, что государство в течение непродолжительного времени всё равно узнает о скрываемых активах, но тогда условия легализации будут значительно более жесткими. Мир становиться фискально прозрачным. Это будет стимулировать к "добровольному" участию в процессе амнистирования.
2. Качественная подготовка процедур амнистии и достаточная их длительность. Минимум проверочных процедур, максимум государственных гарантий, длительность активной фазы амнистии – не менее 12 месяцев. Опыт некоторых государств (Литва, Израиль, Италия) свидетельствует, что недостаточные сроки проведения акции являются как минимум причинами для пролонгации (иногда по несколько раз), что в конечном итоге выливается в падение ее эффективности.
3. Ставка амнистии капитала. Изученный опыт говорит о том, что эффективными были амнистии, проводимые под умеренные проценты – от 1% до 3%. В случае с украинской версией, компромиссною (прежде всего для внешних кредиторов – МВФ и прочих) может стать самая нижняя ставка НДФЛ (5%).
…Любой международный опыт мы можем использовать, но с оглядкой на наши местные заморочки (коррупция, недоверие, низкий профессионализм). Есть прекрасные примеры по Италии, Израилю, Германии, Индии, Индонезии. Желательно, чтобы амнистия стала разовым, исключительным явлением, так как избегание налогообложения – национальный вид спорта для богатых в нашей стране. И неудачная/поспешная или многоразовая попытка будет лишь ухудшать ситуацию.
Какие риски могут быть? Плохая организационная подготовка, недоверие граждан, слабые государственные гарантии для репутации и безопасности (утечка информации) для потенциальных участников амнистии капиталов.
Критически важно, чтобы амнистия стала механизмом возврата миллиардов сбежавших из Украины капиталов, а не очередным "пыточным приспособлением" для сбора налогов с экономически активных украинцев, работающих за границей (в Польше, России, Германии, Чехии)".
Новости партнеров
Новости