Рубрики
МЕНЮ
Сегодня, 1 июля, вступает в силу резонансный закон о нацбезопасности для Гонконга, принятый вчера высшим законодательным органом Китая. Политолог, кандидат политических наук Максим Яли проанализировал для портала «Комментарии» игры властей КНР
"Учитывая жесткость нововведений, а также момент, выбранный для принятия закона – накануне празднования 23-й годовщины передачи Гонконга от Великобритании КНР, можно предположить, что его основная цель – недопущение повторения массовых беспорядков в Гонконге. Тем более что большинство населения Китая, включая Гонконг, спокойно отреагировало на ограничение своих гражданских прав и свобод при борьбе с распространением коронавируса зимой этого года.
Теперь последствия от несанкционированных властями протестов, не говоря уже о сопротивлении полиции, будут намного жестче – вплоть до пожизненного заключения.
Момент для принятия закона подобран очень удачно. В США, которые могут ввести санкции за ущемление прав и свобод, а главное – отменить ряд экономических преференций для Гонконга в торговле (чем умело пользуется Китай до сегодняшнего дня), заняты подавлением беспорядков по всей стране, вызванных гибелью уже всем известного Джорджа Флойда. И если Дональд Трамп, активно критикующий его сторонников из числа так называемых "радикальных леваков", сносящих памятники "отцам-основателям" США, громящих магазины и ставящих на колени полицейских, заикнется о нарушении прав человека подобным законом – то властям в Пекине будет очень легко отбить подобную критику. К примеру, сообщениями в стиле: "Вы что, хотите, чтобы у нас было как в Америке?". Подкрепив это ссылками на твиттер самого Трампа, который также хочет "закрутить гайки" и даже использовать вооруженные силы для подавления протестов в американских городах.
Так что до окончания президентских выборов в США резкой реакции, и тем более серьезных экономических санкций, вряд ли стоит ожидать.
В самом Китае принятие данного закона приведет к намного более жесткой, чем в прошлом году, реакции официальных властей на те или иные волнения. И соответственно – к уменьшению протестного потенциала и рисков дестабилизации не только в Гонконге, но и в целом по стране.
ЕС, который также на словах критиковал жесткие действия китайских властей и возможность принятия данного закона, озабочен сейчас и преодолением последствий коронакризиса, и резко ухудшившимися за последние четыре года отношениям с США. В итоге Европа всё более ориентируется на Китай как главный противовес США, в том числе в экономической сфере. Так что ЕС вряд ли решится портить отношения с Пекином.
Как следствие – кроме официальных заявлений от политиков "второго эшелона" и выражения "озабоченности" в связи с сокращениями прав и свобод жителей Гонконга – вряд ли стоит чего-то ожидать. Ведь Китай и для США, и тем более для ЕС – намного более важный экономический партнер, от которого в немалой степени зависит глубина падения мировой (а значит – и европейской) экономики.
Резюмируя: китайские элиты еще раз переиграли своих оппонентов на Западе в лице представителей неолиберального истеблишмента. Они умело воспользовались коронакризисом, усилив свое влияние в мире и укрепив собственную власть внутри страны".
Новости партнеров
Новости