Рубрики
МЕНЮ
Профессор политологии Киево-Могилянской академии, научный директор Фонда «Демократические инициативы» Алексей Гарань высказал изданию «Комментарии» мнение о подводных камнях очередных договоренностей о режиме прекращения огня на Донбассе
В этом перемирии много неясного. Я пытался найти официальный текст, но его нет. Мы только в пересказе слышим – от украинской власти, ОБСЕ. А я привык работать с документами. Не понятно, о чём конкретно договорились. Правда, какая-то расшифровка есть в заявлении Минобороны от 27 июля. И она вызывает ряд вопросов.
Ветеранское сообщество обеспокоено запретом на разведку и использование беспилотников. Так мы утрачиваем контроль над тем, что происходит по ту линию фронта.
Меня как невоенного человека беспокоят другие – политические моменты. К примеру, прописано, что содействовать перемирию будет Совместный центр по контролю и координации вопросов прекращения огня и стабилизации линии разграничения сторон (СЦКК) в "действующем составе". Но ведь РФ вышла из СЦКК. И с кем мы будем общаться? С боевиками, которые пишут у себя на шлемах и камуфляже "СЦКК", хоть не является таковыми официально?
Применение "дисциплинарных мер" к нарушителям перемирия тоже вызывает вопросы. Со стороны Украины всё будет идти по вертикали ВСУ. А с "той стороны" (по терминологии Зеленского) кто будет применять эти меры? "Армейские корпуса" т.н "ДНР" и "ЛНР"? Это ведь тоже де-факто легитимизация боевиков. То, что является целью РФ, которая уже заявила, что не может обеспечить контроль режима прекращения огня. Ведь она не считает себя стороной конфликта.
За первые сутки оккупанты трижды нарушили режима прекращения огня. Вице-премьер, министр по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Украины Алексей Резников комментирует это осторожно. В стиле – факты были, но не надо это рассматривать как то, что перемирие не будет соблюдаться. То есть, он как бы дает шанс перемирию. Но даст ли такой шанс страна-агрессор – Россия?
Мы знаем, что почти три десятка перемирий уже нарушались, начиная с 5 сентября 2014 года, после подписания "Минска-1". Для Путина это возможность регулировать "внутреннюю температуру" в Украине. Он может нарушать перемирие, нагнетая обстановку в Украине, ослабляя позиции нашего президента. А потом – снижать градус. И таким образом понуждать украинское руководство к уступкам. Это постоянная тактика Кремля.
Многие эксперты говорят, что перемирия не будет, что всё вернется на круги своя. Но если Украина будет демонстрировать свою волю к перемирию, а РФ его срывать, у нас появляется достаточно аргументов для апелляции к международному сообществу для продолжения санкций против России.
Но что будет, если РФ будет делать вид, что придерживается перемирия? Две недели, три... А потом Путин может сказать – пришла пора выполнять политическую часть договоренностей. Закрепляйте в Конституции "особый статус" ОРДЛО, проводите там выборы… Да, в "Минске" прописан вывод иностранных войск, разоружение незаконных вооруженных формирований. Но Кремль твердит "нас там нет". И будет требовать политических уступок.
Меня насторожило, что Зеленский обсуждал с Путиным не только закон об "особом статусе" ОРДЛО, но и "закон о децентрализации, который предусматривает изменения в Конституции Украины". Ведь что именно обсуждалось – мы не знаем...
Россия же не просто идет на перемирие. Ей важно достичь своих целей. Украине важно чтобы прекратились обстрелы, чтобы перестали убивать наших военных и мирных жителей, обмен пленными. А Путину это нужно менее всего – с помощью всего этого он и давит на Украину.
Итог. Если удастся обеспечить настоящее перемирие – это позитивный процесс. Но есть большие опасности, связанные с тем, что:
– украинская армия может оказаться в невыгодном положении;
– состоится политическая легитимизация боевиков;
– РФ будет гнуть свою линию – это внутриукраинский конфликт, договаривайтесь сами, а с нас надо снимать санкции.
***
Ранее "Комментарии" рассказывали о том, реально ли, по мнению экспертов, сохранить режим тишины на Донбассе надолго.
Новости партнеров
Новости