МНЕНИЕ

Андрей Блинов : Коронавирус стимулировал креативную финансовую индустрию усовершенствовать свои инструменты

13-10-2020 19:10

0

Андрей Блинов

главный эксперт НБУ, координатор Экспертной платформы

Корона-кризис принес не только проблемы, но и открыл новые возможности, в том числе ускорил некоторые реформы. Насколько важным является ускорившийся переход украинцев на безналичный расчет? Как выросло количество таких платежей с начала года? Какие новые сервисы появились? Об этом порталу «Комментарии» рассказал главный эксперт НБУ, координатор Экспертной платформы Андрей Блинов

"Карантин, безусловно, усилил интерес клиентов и потребителей финансовых услуг к удаленному обслуживанию. Немалое количество моих знакомых именно в дни сурового карантина в марте-апреле нынешнего года, столкнувшись с временным закрытием своих отделений (работали только опорные подразделения в районе) или сокращением графика их работы, приняли решение, наконец, установить себе на телефон банковское приложение, завести финансовый телефон, помогать родственникам платить за коммунальные услуги через порталы 24/7. Корона-кризис стал толчком, который заставил идти к очевидному: ведь все понимают, что развитие дистанционных сервисов – это тренд будущего, который экономит время, нервы и в целом более безопасный путь, чем нести наличку в отделение.

По данным НБУ, карантин уменьшил долю снятия наличных с карт, вместо этого люди стали активнее платить банковскими картами. Так, удельный вес расчетов картами в общей сумме операций по итогам семи месяцев вырос в Украине с 50% до 55%. По количеству операций показатель значительно выше – уже 86 из 100 операций физлиц с картами представляют собой именно безналичные платежи (на начало года было 82). На мой взгляд, сыграло роль и удобство, и физическое ограничение работы отделений, и кампании в поддержку онлайн-операций, которые проводили коммерческие банки и Национальный банк. К тому же, НБУ на некоторое время снижал тарифы за услуги в Системе электронных платежей (антикризисная мера).

При этом тотальный карантин в марте-мае, несмотря на очевидное возрастание роли безналичных операций, привел к временному спаду абсолютного размера операций по картам. Скажем, если в IV квартале 2019 года украинцы рассчитались картами на сумму 515,7 млрд грн., то в I квартале 2020 года эта величина сократилась до 503 млрд грн, а во IІ квартале (именно на него пришелся пик локдауна в стране) – до 479,8 млрд грн. Наличных с карт также снимали меньше – 478,3 млрд грн в IV квартале, 417,5 млрд грн. в I квартале и 384,1 млрд грн во IІ квартале. Причина на поверхности: значительная часть торговых точек была закрыта, деловая жизнь замерла – возможности граждан тратить деньги резко сократились.

Вернулся ли с тех пор объем расчетов на прежний уровень? Да, с лихвой. Тенденция восстановилась где-то, начиная с конца мая (именно тогда правительство, к слову, объявило о переходе от тотального локдауна к концепции адаптивного карантина). В ІІІ квартале 2020-го, по предварительным данным, объемы платежей картами оказались приблизительно на 10% выше, чем в самом благополучном доселе IV квартале 2019 года. Например, в августе украинцы заплатили по безналу своими картами на 22% больше, чем в депрессивном апреле.

Я бы не говорил о принципиально новых сервисах, а о том, что коронавирус стимулировал необанки и вообще всю креативную финансовую индустрию усовершенствовать свои инструменты. Знаю много банков, которые "допиливали" приложения для смартфонов, усилили клиентскую поддержку на горячих линиях, оптимизировали информацию о предлагаемых продуктах, наладили курьерскую доставку тех же платежных карт и документов, работу чат-ботов или вовсе задумались о выпуске карт онлайн (без выдачи пластика)".



Новости партнеров


Новости

Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!