Рубрики
МЕНЮ
Аналитик в области права Украинского института политики (УИП), адвокат, глава правозащитной общественной организации «Общая цель» Игорь Печенкин проанализировал для издания Комментарии решение Конституционного суда Украины (КСУ) об отмене уголовной ответственности за недостоверное декларирование
"Конституционное представление 47 народных депутатов
Украины, среди которых в большинстве представители оппозиционных представителей
парламента, было внесено в Конституционный суд Украины еще 4 августа 2020 (http://www.ccu.gov.ua/sites/default/files/3_393_2020.pdf)
Дискуссия вокруг этого оставалась мало заметной - до принятия судом своего решения. Среди причин можно выделить
усталость общества от политики и игнорирование призывов к активным действиям по
отстаиванию своих прав.
В представлении из трех пунктов и резолютивной части речь шла о
неконституционности отдельных положений Закона Украины "О предотвращении
коррупции", Уголовного кодекса Украины, Гражданского процессуального кодекса
Украины и связанных с ними отдельных положений Законов Украины "О прокуратуре",
"О Национальном антикоррупционном бюро Украины", "О Государственном бюро
расследований", "О Национальном агентстве Украины по вопросам выявления,
розыска и управления активами, полученными от коррупционных и других
преступлений".
Конституционный суд в составе 15 судей, исключая имеющего иную точку зрения С.Головатого (http://www.ccu.gov.ua/sites/default/files/docs/13_p_2020_1.pdf), в качестве основы для принятия своего решения привел утверждения о необходимости соблюдения принципа независимости судей в деятельности ветвей власти. А также – о "невмешательстве исполнительной и законодательной ветвей власти в дела судебной ветви власти, что является важным фактором обеспечения реальной независимости судебной ветви власти и непосредственно судей".
В итоге КСУ решил признать неконституционными 31-ну правовую норму Закона Украины "О предотвращении коррупции", а также статью 366-1 УК Украины.
Принятое судом решение (http://www.ccu.gov.ua/sites/default/files/docs/13_p_2020.pdf) поставило под угрозу проводимую с 2014
года антикоррупционную реформу, под сомнение - создание других правоохранительных органов (НАБУ, Нацполиции, ГБР)
и реформирование существующих
(прокуратуры, а также государственной службы и службы в органах местного
самоуправления). Кроме того, оно затрудняет процесс назначения
на должности чиновников, которые в
обязательном порядке должны проходить специальную проверку. Такое решение
вводит в определенный коллапс всю правовую систему и угрожает национальной
безопасности.
Кроме того, это, безусловно, повлияет на взаимоотношения с международными игроками, которые стремятся сохранить инструменты влияния на украинскую политику путем определенных манипулятивных рычагов.
Итак, если это спланированная диверсия, время выбрано удачное (избирательные процессы в Украине и США, запланировано очередное международное кредитование). Освобождение от внешнего воздействия должно происходить более прагматично - и не в ущерб интересам государства.
Кстати, следует отдать должное заметной активизации работы НАПК, которое в тройном режиме в последнее время начало выполнять свои определенные законом полномочия по выполнению требований антикоррупционного законодательства представителями органов власти (в том числе судебной) - и привлечения виновных к установленной ответственности".
***
По мнению опрошенных "Комментариями" экспертов, решение КСУ
- первый шаг к тотальной коррупции чиновников.
Новости партнеров
Новости