7 октября 2004, 18:32
Поделитесь публикацией:
Харьковские идут…

Группа, ощутившая вкус власти, уровень бизнес-влияния людей, обладающих этой властью, пытается максимально полно и эффективно интегрироваться в эту власть.

10 лет президентства Леонида Кучмы ознаменовались, по мнению большинства аналитиков, тем, что именно в эти времена сформировался общественный феномен украинской олигархии. Речь идет о выстроенных по региональному принципу финансово-промышленных группах.

Победа Кучмы в 1994 году стала символом прихода к власти влиятельной еще в советские времена днепропетровской элиты. Уже в те годы это были люди, сумевшие интегрировать партийно-комсомольские навыки и связи с умением зарабатывать деньги если еще не в рыночных условиях, то в условиях, приближенных к базару. Наиболее яркими представителями днепропетровской элиты являются: Л.Кучма, Ю.Тимошенко, П.Лазаренко, В.Пинчук, С.Тигипко, В.Пустовойтенко и др.

Почти в те же годы с традиционной для своего региона агрессивностью стала заявлять о себе донбасская элита. Поговаривают, что еще в советские времена пост руководителя донецкого областного УВД был одним из наиболее ответственных и рискованных. Но уж если кто-либо из чиновников проходил горнило Донбасса, продвигаться дальше по карьерной лестнице для него не составляло особого труда. По мнению столичных риэлтеров, именно подобный региональный исход удорожил стоимость киевской недвижимости в пределах от 30 до 70%.

В средине и второй половине 90-х годов эти две элиты серьезно схлестнулись в борьбе за власть и деньги. На тот момент победу одержали днепропетровцы: были устранены наиболее влиятельные донецкие игроки А.Брагин и Е.Щербань. На некоторое время донецкие были "законсервированы" в своём регионе и наращивали свой потенциал. Но сегодня дончане отвоевывают утраченные позиции.

Однако "игра для двоих" долго так продолжаться не может. Ведь давно известно – интересы одного человека (в данном случае группы) ограничиваются интересами другого. Агрессия со стороны амбициозных регионалов уже привела к мобилизации других влиятельных, но пока еще только становящихся на ноги ФПГ.

Так мы переходим к потугам харьковских представителей бизнеса и политики активизировать свое влияние на киевском уровне. Однако прежде чем продолжить, стоит отметить, что некоторые политологи указывают на одновременную консолидацию и собственно киевской группы. Здесь называют фамилии Медведчука, Суркиса, Губского и др. Не стоит забывать и о столичном княжестве градоначальника Омельченко.

Как бы там ни было, но в конце 90-х годов ряд представителей Харьковщины, занимающих ответственные посты в исполнительной вертикали региона, а также очень влиятельные представители бизнеса начали ощущать угрозу их миру и благополучию со стороны пришельцев. Первой ласточкой стали многочисленные скандалы вокруг оружейного бизнеса в Украине, нашествие российского капитала в нефтяном бизнесе, подготовка к приватизации глиноземного гиганта.

До недавнего времени регион, который по праву занимает одно из лидирующих мест в Украине, известный своим экономическим, научным и кадровым потенциалом, со своими историческими традициями, не имел консолидированной лоббистской группы. Из харьковской политической элиты приходят на ум лишь фамилии Владимира Семиноженко (экс-вице-премьер-министра, экс-министра образования, депутата многих созывов, членкора Академии наук и бывшего председателя партии "Регионы Украины") и Евгения Кушнарева (экс-главы Администрации президента, губернатора Харьковской области, лидера объединения "Новая Украина", заместителя председателя НДП).

Однако уже в парламенте этого созыва харьковские продемонстрировали явную тенденцию к консолидации. И не важно, каким образом большинство из них попало в парламент: по мажоритарным округам, по списку "За единую Украину" или по списку "Нашей Украины". Сегодня они демонстрируют единство взглядов и позиций. Большинство из них входит в состав депутатской группы "Демократические инициативы", где лидером является координатор большинства Степан Гаврыш.

Группа, ощутившая вкус власти, уровень бизнес-влияния людей, обладающих этой властью, пытается максимально полно и эффективно интегрироваться в эту власть. И здесь, пожалуй, стоит вспомнить, каким образом основные действующие лица "входили во власть".

Наиболее показательны в этом случае карьеры формального и неформального лидеров харьковской группы влияния – Степана Гаврыша и Александра Ярославского. Степан Богданович – типичный представитель научной интеллигенции, который нашел свою политическую нишу. Он взошел на Олимп в нужное время и через нужные ворота. Во время первой парламентской революции 2000 года, координируемой тогда еще представителем Президента в парламенте Романом Безсмертным, Степан Гаврыш смог заручиться поддержкой неуклонно теряющего вес "директора-распорядителя" парламента Александра Волкова. В результате Гаврыш стал наиболее компромиссной фигурой для вхождения в Президиум Верховной Рады в качестве первого заместителя Председателя. Надо признать, что этот политик смог достаточно быстро и эффективно интегрироваться в "систему Рада" и окончательно определится со своим местом на политической арене. Его роль сводилась к арбитражным функциям между спорящими сторонами. При этом ни одна политическая сила не могла назвать его "своим человеком". Надежным, профессионалом, компромиссной фигурой – да. Но лично преданным его мог считать лишь Президент. Да и сам Гаврыш на подобные вопросы отвечает определенно – "я никогда не буду в оппозиции к государству". И это понятно – он типичный представитель категории "государственников". Лучшую кандидатуру на публичного лидера определенной политической силы сложно найти. И им он начал становиться в последние полгода. Сегодня Степан Гаврыш – публичный лидер амбициозной харьковской группы влияния. Большинство аналитиков считает дни до того момента, когда Степан Богданович официально возглавит политическую партию, которая станет прибежищем для выразителей интересов харьковской группы. Другую кандидатуру на эту роль сложно представить.

Братья Ярославские, как и большинство преуспевающих бизнесменов, понимают, что наиболее прибыльный бизнес в Украине – это политика. А ее лучше всего делать, имея в друзьях семью Президента. Скорее всего, именно там благосклонно отнеслись к идее консолидации харьковского потенциала вокруг экономических ресурсов Ярославских и политического влияния Гаврыша.

Окончательно убедились в необходимости создания отдельной политической силы братья Ярославские во время летнего кризиса большинства и дальнейшего их персонального демарша в конце сентября, связанного с выходом их группы из большинства. Именно теперь, в конце 2004 года, они, начавшие свою карьеру в конце 90-х, поняли, что лишь объединившись, они могут противостоять и агрессии донецких, и влиятельности киевской группы Медведчука, и амбициозности новой власти Ющенко…

Проблемы с Укртатнафтой, Кременчугским НПЗ и "Галичиной", приближающая приватизация последних наиболее лакомых объектов государственной собственности окончательно убедили влиятельных бизнес-игроков из Харьковской группы в том, что успешно делать собственный бизнес, не имея поддержки собственной партии, в Украине нереально.

Именно поэтому уже в ближайшие недели украинский политикум может стать свидетелем рождения новой, очень амбициозной политической силы, которая уже в 2006 году намеревается на равных соперничать как с донецкой "Партией Регионов", так и с днепропетровской "Трудовой Украиной". Тем более что обязательная процедура для таких случаев (скупка СМИ и спортивных клубов) пройдена. Сегодня харьковская группа может засчитать себе в актив и работу собственных региональных СМИ, и позитивные результаты выступления местного "Металлиста".



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!