Главная Новости Политика Церкви Украины избирают президента. Взгляд неправославных
commentss НОВОСТИ Все новости

Церкви Украины избирают президента. Взгляд неправославных

8 октября 2004, 10:45
Поделитесь публикацией:
Церкви Украины избирают президента. Взгляд неправославных

"За В.Ющенко, но не против власти" – такую несколько парадоксальную позицию заняли в отношении будущих выборов мусульмане Крыма.

И в этом есть своя логика, если не отождествлять буквально понятие "власть" с другим кандидатом на президентское кресло – В. Януковичем. "Правительство у нас нормальное, но Ющенко мы считаем лучшим. Мы имеем право на свое мнение и свой выбор", – так объяснил на курултае эту позицию один из лидеров крымских татар Мустафа Джемилев.

Тем не менее не все мусульмане, которые проживают в Украине (а их, по разным оценкам, от одного до полутора миллиона) разделяют это мнение. В частности Партия мусульман Украины на своем съезде в Донецке еще 10 июля заявила о поддержке на выборах кандидатуры В.Януковича. Таким образом, получился раскол в политической позиции мусульман Украины, который в Крыму (благодаря деятельности Крымского обкома Партии мусульман) уже привел к определенному росту политического напряжения среди мусульман. Третий – Киевский – исламский центр в Украине избрал позицию нейтралитета. По крайней мере никаких публичных заявлений по поводу выборов муфтий Ахмед Тамим не делал. И это логично – большинство его прихожан являются иностранцами, которые не смогут принять участие в выборах.

Характеристика позиции конфессий Украины на следующих выборах не случайно начата нами с мусульман. Именно здесь, на наш взгляд, острее всего проявились две тенденции участия религиозного фактора в выборах – провластная и оппозиционная. Это, в результате, привело к расколу позиции мусульман в вопросе поддержки того или иного кандидата.

Формула "за В.Ющенко, но не против власти", более завуалировано, однако просматривается и в предвыборной позиции большой Церкви Украины – Греко-католической. Справедливым будет отметить, что свое отношение к выборам УГКЦ определила еще до начала официального старта предвыборной кампании. Уже 24 июня Синод епископов Киево-Галицкой митрополии Церкви принял обращение ко всем людям доброй воли по случаю выборов и утвердил "Предвыборную инструкцию для душпастырей".

После открытой критики этой Церковью позиции Правительства Украины в вопросах внутренней политики, Обращение Синода и Инструкция не выглядят такими уж радикальными. И объясняется это тем, что "Церковь не является политической организацией, и она не может вмешиваться в избирательную гонку". С другой стороны, епископы считают, что "Церковь, как добрая мать, должна отстаивать свою позицию и говорить там, где чувствует, что с ее детьми-избирателями поступают несправедливо". Препятствиями для честных выборов УГКЦ считает: одностороннее информирование (превращение информации в пропаганду); применение "административного ресурса"; покупка голосов (посягательства на достоинство и честь человека путем использования его затруднительного социально-экономического положения); фальсификация выборов (потеря авторитета политической системы страны и Президента). Чтобы этого не произошло, УГКЦ начала с 1 июля молиться за справедливые и честные выборы, молитвой должна заканчиваться каждая Литургия (с 1 сентября началась беспрерывная молитва монашества УГКЦ "за хорошие и честные выборы"). Кстати, инициативу заканчивать каждое богослужение молитвой о честных выборах поддержали 15 июля участники Поместного Собора УПЦ КП – с этих пор такая молитва свершается и в храмах этой Церкви.

Интересно, что, в отличие от православных, УГКЦ не дает четких критериев, каким должны отвечать кандидаты на самую высокую должность в государстве. Взяв за образец Закон Божий, гражданам предлагается самим хорошо подумать, какого они хотят иметь Президента и каких добродетелей от него требуют. Причем в "Предвыборной инструкции для пастырей" клирикам запрещается не только агитация за того или иного кандидата, но и отвечать на вопрос, за кого священник будет голосовать лично. Иначе, как подчеркивает кардинал Любомир Гузар, душпастырь может учинить верному несправедливость, поскольку "отберет то, что человеку принадлежит по определению Конституции и по определению права, закона" – свободу выбора.

Чем обусловлена такая подчеркнутая нейтральность УГКЦ? На наш взгляд, после всех предыдущих (довыборных) заявлений, где четко определено видение Церковью будущего Украины, даже очень далекие от политики прихожане не смогут (по крайней мере, будут знать, что это идет вразрез с позицией Церкви) проголосовать за кандидата, который отстаивает возвращения к коммунистическому прошлому, двуязычие, двойное гражданство и т.п.. А потому сегодня главной задачей Церковь видит не столько агитацию за "своего" кандидата, сколько агитацию за "качество" самих выборов, которые должны быть справедливыми и ответственными, то есть отображать волеизъявление народа. А потому не только праздник Независимости, но и выборы следует "духовно праздновать и считать, что в этот день люди делают что-то очень, очень важное", — считает Настоятель УГКЦ.

Относительно позиции других Церквей страны, то интересными нам представляются мнения иудеев по поводу выборов. С одной стороны, главный раввин Украины Яков Дов-Блайх возражает против заангажированности иудеев в политических процессах. "Ни один ребе, из тех, кто сегодня в Украине, не скажет, голосуйте за того или другого, — утверждает Блайх. – Единственное, что мы говорим, идите голосуйте". С другой стороны, раввин не возражает против возможности влияния на электоральные предпочтения своих прихожан. "Если мы увидим, что в платформе того или другого из кандидатов будет что-то для нас тревожное, мы можем сказать. Мы не будем поддерживать коммунизм – мы считаем, что это часть прошлого. ... Коммунизм уничтожил это "общество", уничтожил семейную жизнь, религиозную жизнь, духовную жизнь".

Позиции других Церквей Украины относительно будущих выборов трудно определить. В частности Римо-католическая Церковь, мощные протестантские Церкви практически не выходят за пределы нейтрального: "идите и голосуйте". Исключением здесь, возможно, являются харизматические Церкви, которые имеют своего выдвиженца – Л.Черновецкого. Как лидер Христианско-либеральной партии Украины этот кандидат может быть интересным и для близких к харизматам пятидесятников и для не харизматических протестантских Церквей более консервативного плана, включительно с Свидетелями Еговы. Тем не менее, несмотря на активность братьев и сестер и вложения значительных средств в предвыборные мероприятия, максимум, на наш взгляд, на что может рассчитывать этот кандидат, – это возвращение своего денежного залога из Центризбиркома.

Таким образом, можно проследить определенную зависимость политической активности тех или иных Церквей от их включения в национально-духовную жизнь украинцев (УГКЦ) и национальных меньшинств (крымские татары, иудеи) страны. Чем глубже такое погружение – тем активнее участие конфессии в политических процессах страны и тем больше требования этих Церквей к кандидату в Президенты. Отсутствие привязки к национальной культуре (Римо-католики, неорелигии) или малочисленность верных (армянские, караимские, языческие и прочие общины) не разрешают выделить какую-либо особую политическую позицию этих религиозных направлений, поскольку их устраивают задекларированные украинским законодательством базовые принципы свободы совести, которых, согласно Конституции, должен придерживаться любой избранный Президент. И здесь, на наш взгляд, симпатии верных распределятся между теми кандидатами, которые лично больше понравятся приверженцам этих конфессий.



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!