Главная Новости Политика Несколько слов о чрезвычайном положении
commentss НОВОСТИ Все новости

Несколько слов о чрезвычайном положении

29 октября 2004, 08:57
Поделитесь публикацией:
Несколько слов о чрезвычайном положении

28 октября народный депутат Украины Олег Рыбачук, заявил, что администрация Президента утвердила окончательное решение сорвать выборы президента Украины, так как не желает победы Януковича.

По его словам, окончательное решение приняли участники тайного заседания, которое состоялось в администрации Президента. Источник сообщил Рыбачуку, что участники совещания в АП решили идти на срыв выборов, даже если для этого придется вводить в Украине чрезвычайное положение. При таком сценарии Леонид Кучма надеется просидеть на своей должности, по меньшей мере, до весны, и только после того, как в Украине любой ценой будет проведена ревизия Конституции, будет назначена новая дата выборов главы государства.

Тема введения в стране чрезвычайного положения не в первый раз оказывается выброшенной в информационное пространство Украины. Естественно, появление подобных заявлений можно рассматривать, как пиар-технологии, упреждающий ход и пр. Однако, судя по всему, подобная информация рассчитана на восприятие ее населением, как своеобразной страшилки. Чем же грозит украинским гражданам введение чрезвычайного положения и реально ли его введение на нынешних выборах, в случае реализации сценария, озвученного Олегом Рыбачуком?

Начнем с того, что чрезвычайное положение на всей территории Украины или в отдельном ее регионе, вводится постановлением ВРУ, с немедленным уведомлением Президента, либо Указом Президента, который подлежит утверждению ВРУ. Данное положение может вводиться на всей территории Украины сроком не более 30 суток, а на отдельных ее территориях сроком не более 60 суток. Среди условий, при которых может быть введено чрезвычайное положение на время выборов, могут быть обыграны следующие:

- массовые нарушения правопорядка, которые сопровождаются насилием над гражданами, ограничивают их права и свободы (подобные эксцессы, скорее всего, будут иметь место);

- блокирование или захват отдельных особо важных объектов или местностей, что угрожает безопасности граждан и нарушает нормальную деятельность органов государственной власти и управления (самый простой вариант – в случае проведения митинга сторонниками В.Ющенко возле ЦИК);

- попытки захвата государственной власти или смены конституционного строя Украины путем насилия (этот вариант может быть запущен "паровозом" для населения, в случае проведения массовых акций протеста);

- необходимости восстановления конституционного правопорядка и деятельности органов государственной власти (данная норма может трактоваться широко и быть использована повсеместно, — самый простой вариант, заявление главы ЦИК о невозможности работы).

На время чрезвычайного положения, органы власти могут получить в свое распоряжение следующие функциональные бонусы: ужесточения режима въезда, выезда; ограничение движения транспортных средств и их осмотр; усиление охраны на объектах; запрещение митингов, демонстраций и забастовок; введение комендантского часа; остановка после предупреждения деятельности политических партий и общественных организаций; введение цензуры; высылка нарушителей общественного порядка за пределы зоны действия чрезвычайного положения по месту их проживания; запрещение изготовления и распространения агитационных материалов, которые могут дестабилизировать обстановку.

Итак, если действительно, план введения чрезвычайного положения, разрабатывается Администрацией Президента, то у власти в случае его реализации имеются как плюсы, так и минусы.

Во-первых, легитимное введение чрезвычайного положения. Исходя из логики, инициировать введение данного режима должен Президент. Естественно, инициаторами могут стать несколько фракций экс-большинства парламента, однако, ВРУ сможет собраться на экстренное заседание только во вторник, когда время будет проиграно. В то же время, на сегодняшний день, вряд ли подобное решение будет поддержано 226 голосами – уж слишком непредсказуемыми могут оказаться последствия данного хода. Кроме того, оппозиция вне сомнений будет блокировать всеми возможными способами принятие данного решения, что уменьшит вероятность его рассмотрения. Единственным выходом в данной ситуации может стать "выездное" заседание части парламентариев, например, в Украинском Доме, на котором, депутаты проголосуют за утверждение Указа Президента. Однако, хотя данный ход и представляется возможным, но он усилит оппозицию нынешним руководством ВРУ, что не выгодно власти, с учетом нарастающего противостояния. В то же время, если экс-большинство заручится поддержкой коммунистов, что не так сложно, подобный вариант может породить ситуацию "двух парламентов" и, как следствие, двух руководителей. Несомненно, это не привнесет стабилизации в прогнозируемую ситуацию. Что на тот момент будет выгодно власти, сказать сложно, так как ситуация при данном сценарии будет изменяться сверхоперативно.

Во-вторых, необходимость сверхфункций власти, предусмотреных законодательством. Действительно, запретить проведение митинга, или воспрепятствовать его проведению можно различными способами и без введения чрезвычайного положения. Запрет распространения агитационных материалов на данном этапе практически ничего не даст, так как у оппозиции уровень узнаваемости более чем высок. Введение комендантского часа только увеличит напряжение и может привести к непредсказуемым последствиям, не говоря уже о реакции мировой общественности. Ужесточение правил въезда и выезда в город Киев, также можно применить без проблем. О введении цензуры говорить вообще смешно. Итак, единственными плюсами в данных сверхполномочиях для власти могут стать лишь самые радикальные функции. Естественно, их применение может быть вызвано лишь в условиях отсутствия контроля над ситуацией в городе и резкой радикализацией "Нашей Украины". В данном случае власть может использовать возможность законной высылки из города митингующих и даже запрет нескольких политических организаций. Однако в полном масштабе это будет сделать трудно, так как поддержка Виктора Ющенка неоднородна в партийном плане, а закрыть все партии, поддерживающие лидера фракции "Наша Украина", вряд ли целесообразно. Таким образом, скорей всего, под пресс попадут молодежные и радикальные крылья данного конгломерата.

Все же подобные методы вряд ли будут использованы в предстоящий уикенд. Ведь усиление контроля в создавшейся ситуации, может не только сорвать выборы, но и привести к фактической неконтролируемости властью отдельных регионов и социально-политическому взрыву, что усилит поддержку Виктора Ющенко, — этого вряд ли не понимают в АП.



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!