18 января 2005, 13:22
Поделитесь публикацией:
Химерия премьериады

Химерическое началось сразу же после фактической победы Ющенко. Два самых публичных его соратника — Порошенко и Тимошенко — сцепились за должность премьера.

В украинской литературе – и только в ней – существует жанр химерического романа. Его внедрил народ, богатый на фантазию, он создал богатую демонологию – целый ряд добрых дьяволов, мужественных рыцарей и смешных весельчаков, с которыми постоянно происходят разные преобразования. Первым химерическим романистом был Николай Гоголь, который соединил в своем творчестве пасмурный фон немецкой баллады с веселой химерией украинской демонологии. Потом Гребинка с его замечательной прозой, Олекса Стороженко с "Марком Проклятым", Александр Ильченко с "Казаком Мамаем", а дальше — шестидесятники Валерий Шевчук и Владимир Дрозд.

Но мы не о литературе.

Мы о химерическом Президенте Ющенко, который не только любит этот жанр, но и создает его – в политике. Первое заявление Ющенко-Президента о том, что дом бывшего ЦК имеет ауру Кучмы и потому он не может там находиться — просто удивительно. Ющенко демонизирует не только Кучму-Медведчука, но и дом, где они продолжительное время работали. Но, к слову, все представители власти по всей Украине работают в помещениях бывшей компартии и комсомола: МИД, Киевсовет, Киевский областной совет и т.п. Настроили себе помещений за годы независимости только банки и Налоговая администрация. Если господин Ющенко думает, что в этих новых сооружениях аура лучше, то...

Но где деться Ющенко, если он действительно не хочет угнетать свою казацкую душу в коммунистических апартаментах? Дом учителя? Но там пахнет поражением Центральной Рады. Октябрьский дворец? Но там расстреливали в подвалах невиновных людей. Дом НСПУ на Банковой, 2? Но это дом Сени Либермана, да и писатели едва ли согласятся со своим вождем Яворивским сделать такой подарок новому Президенту. Остается только Дом с химерами.

Относительно переименования улицы Банковой в улицу Гонгадзе – вероятно, нужно поискать другую улицу для такой процедуры, так как это не лучшее решение в знаковом смысле.

Богдан Губский привез булаву из Варшавы, а флаг еще откуда-то — и предлагает эти клейноды Богдана Хмельницкого Ющенко на инаугурацию. Странный выбор в контексте того, что совершил Хмельницкий незадолго до своей смерти. Булава показывала на Москву, а на флаге написано "Войско Его Величества". Кучма постоянно избегал подобных аналогий – и никогда не возлагал цветы к памятнику Хмельницкому, а в книгу "Украина не Россия" архи-осторожно не включил образы двух украинских гетманов, которые раздражали бы нежный глаз россиян – Петра Сагайдачного и Ивана Мазепы.

Сам Ющенко мыслит себя в ряду Владимира Великого, Ярослава Мудрого... Очевидно, все, кто были владыками Украины до него, были его предшественниками. Его задача состоит в том, чтобы не отрекаться от одних и поднимать в массовом сознании других, брать лучшее у предшественников и не повторять их фатальных ошибок.

Химерическим выглядит продолжительный отдых Ющенко и его команды в полном составе. Отдыхают даже журналисты, даже „5 канала”. Юлия Мостовая справедливо делает замечание о снижении темпа. А строй, который сбивается с темпа, превращается в непривлекательное зрелище. Не получив легитимной информации, граждане создают собственную и питают страну слухами. Слухи подкармливают и некоторые лица из окружения Ющенко (настоящего или бывшего) своей странной манерой общаться с патроном через средства печати. Так сделал Николай Томенко, так сделал и Виктор Лисицкий. Это значит две вещи – они не имеют прямого доступа к Президенту, и этот доступ уже сейчас кем-то жестко контролируется.

Мы слышим о том, что команда готовит реформу исполнительной власти. Но возникают определенные вопросы: кто входит в эту команду? Та ли это команда, которая выиграла выборы Ющенко? Почему реформа готовится в тайне от народа, почему народ не принимает участия в публичном обсуждении, и кто, собственно, уполномочивал команду что-то готовить?

Рыбачук самоназначил себя на должность руководителя евроинтеграционного органа. Интересно, все остальные будущие министры будут действовать аналогично? Ющенко молчит, команда подпольно работает, а Александр Зинченко на одной из своих вице-спикерских пресс-конференций переплюнул даже легендарного господина Нет (А.А. Громыко), только это теперь звучит иначе – "не скажу". Если не скажешь, то зачем идешь к общественности? Непонятно.

Самой яркой и красноречивой в плане химерии новой власти является премьериада. Борьба развернулась недетская, поскольку цена вопроса – влиятельная политическая должность, которая много чего разрешит тому, кто ее займет сегодня.

Химерическое началось сразу же после фактической победы Ющенко. Два самых публичных его соратника — Порошенко и Тимошенко — сцепились за должность премьера. У Тимошенко в кармане оказался своеобразный пакт Молотова-Риббентропа, о котором общественность и не догадывалась, а у Порошенко – кумовская должность и заслуги в избирательной кампании. Тимошенко поддержал на должность Львовский областной совет, что привело в негодование Порошенко, который почему-то отвечает отказом общественности в праве обсуждать и поддерживать персоналии на должность премьера. Порошенко, очевидно, забыл, что именно общественность сделала все, чтобы у него было о чем спорить и за что бороться. Битву гигантов немного приземлил сам Ющенко, который сделал ряд заявлений на тему будущего Кабинета в стиле незабываемого Кучмы: Кабинет будет не партийный, а профессиональный, премьер не может быть в бизнесе и не может возглавлять партию.

Странные заявления в контексте того, что мы идем к реализации конституционной реформы – формирования большинства, формирования коалиционного правительства, ответственности партий за своих выдвиженцев в правительство, понимания руководителем и членами Кабинета политических и экономических процессов. Политика – профессия синтетическая, которая предусматривает умение человека принимать решения и нести за них ответственность. Единственной весомой гарантией некоррумпированности правительства является прозрачность принятия решений, публичность политики и независимые СМИ. Все ветви власти должны избавиться от ведомственных и государственных СМИ, на содержание которых расходуются неимоверные средства, а уровень этих изданий – ниже плинтуса, так как они не для людей, а для власти, которая их кормит. Публичность – это объяснение общественности своих шагов, несение ответственности за ошибки и просчеты. В такой системе координат возможны только политики, но отнюдь не профессионалы в определенных сферах. Профессионалы должны быть на уровне заместителей и руководителей департаментов. Политики идут, профессионалы остаются – система работает.

Относительно бизнеса, неизвестно, что лучше – человек обеспеченный или человек бедный, который, имея рычаги влияния, сделает себе бизнес за короткое время на имя родственников или друзей. Относительно партийности, то следует провести „круглый стол” политических сил, которые готовы сформировать большинство и правительство, и публично решить этот вопрос. А то выходит так – Виктор Андреевич сказали – и это закон. Нет, господа. То, что сказал Ющенко, это только то, что он сказал, и не более того.

Кроме Тимошенко и Порошенко, на должность премьера претендуют два бывших – Кинах и Мороз.

Первый забыл, что на должность премьера когда-то пришел на рукотворной волне сокрушительной критики Ющенко, а собственное его премьерство ничем колоссальным не отличилось – разве что путаницей: то ли это правительство УСПП, то ли УСПП правительства. Мороз, который заявил, что его сила не входит в коалицию, а поддерживает персонально Ющенко, тем самым сделал невозможным свое появление во главе правительства. Ющенко – Президент, а не частное лицо, и он пришел к власти во главе коалиции, которая претендует на формирование большинства и правительства. Если СПУ, по словам ее лидера, не входит в эту коалицию, то о чем речь? Кроме того, партия Мороза подала в парламент законопроект об официальности русского языка. Это что – политическое издевательство или политическая проституция? Зачем нам Янукович-2 в седой обертке?

Разговоры о Пинзеныке, Еханурове или Рыбачуке несерьезны. Ни о какой техничности не может быть и речи, так как каждый, кто придет на должность премьера, вырастет в значимую фигуру. Так было с Пустовойтенко, так было с Марчуком, так было с Януковичем.

Здесь есть еще одно обстоятельство, о котором почему-то не говорят. Кризис ЕЭП-ЕС предоставляет Ющенко возможность открутить пленку и осуществить свой первый кадровый прорыв. Проблема ЕЭП-ЕС стала важной лакмусовой бумажкой для украинской элиты как в парламенте, так и в правительстве. В правительстве приверженцами ЕЭП были Янукович и Азаров. Им противостояли министр экономики и европейской интеграции Валерий Хорошковский и посол Украины в Румынии Антон Бутейко. Два чиновника на целую страну цивилизованно подали в отставку, ценой должности отстаивая государственный суверенитет государства. Сам Ющенко, если помним, заявил с трибуны парламента – Валера, браво.

Еще одним проявлением политической химерии является рассмотрение в Верховном Суде жалобы Януковича. Таскание кота за верховный хвост надоело всем – уже имеют президентов Америка, Румыния, Абхазия, Хорватия и даже Палестина. А в Украине все еще играют в отцы-матери, сидя на пороховой бочке. Когда бочка взорвется – не будет ни тех, ни других.

Украинцы устали от химерии. Они ждут от политиков стабильности, спокойствия, зажиточности и уверенности в завтрашнем дне.



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!