Большие дипломатические маневры

За первую половину мая было предпринято больше международных усилий по урегулированию ситуации в Донбассе, чем за два предыдущих месяца

Как несложно вспомнить, с самого начала весны украинские политики соревновались в мрачных прогнозах относительного того, как быстро вооруженный конфликт на востоке Украины снова перейдет в горячую активную фазу. Главным аргументом было то, что для ведения масштабных боевых действий необходима теплая погода, просохшее бездорожье и скрывающая от глаз разведки "зеленка". Назывались даже сроки обострения ситуации – если не вторая половина апреля, то уж точно – начало мая.

С одной стороны, в такой аргументации была определенная доля манипулирования. Ведь наиболее жестокие бои за Донецкий аэропорт и в районе Дебальцево произошли как раз зимой: и ни погода, ни отсутствие "зеленки" этому не помешали. С другой стороны, активизировавшиеся международные усилия по поиску мирного решения как раз и могут быть связаны с тем обстоятельством, что участники противостояния вот-вот могли перейти от периодического нарушения режима прекращения огня к полноценным боевым столкновениям.

Кстати, по имеющейся информации, Петр Порошенко на встрече с депутатами именной фракции оценил вероятность возобновления боевых действий в 75%. Также "крайне высокой" назвал подобную опасность и Арсений Яценюк. Впрочем, следует понимать, что подобны заявления делаются в расчете зарубежную и внутреннюю аудиторию. Месседж – расслабляться рано, необходима мобилизация международных и общественных усилий.

Итак, какие же дипломатические подвижки произошли в последние две недели?

Во-первых, 6 мая в Минске прошла очередная встреча трехсторонней контактной группы (Украина-Россия-ОБСЕ) по урегулированию конфликта на Донбассе. Ее главным итогом стало начало работы профильных подгрупп по мирному урегулированию. Создание таких групп было предусмотрено еще Минскими соглашениями от 12 февраля 2015 года – но понадобилось почти три месяца, чтобы подгруппы по вопросам безопасности, по политическим вопросам и по гуманитарным вопросам были наконец-то созданы. Кроме того, важно отметить, что украинская делегация была усилена такими политическими "зубрами" как Евгений Марчук и Владимир Горбулин. Тенденции, безусловно, позитивные. Так, 18-25 мая "гуманитарная подгруппа" обсудит вопрос дальнейшего обмена пленными и доставку гуманитарных грузов в Донбасс.

Во-вторых, представители "ДНР" и "ЛНР" уже передали в Конституционную комиссию, возглавляемую Владимиром Гройсманом, свой проект изменений в Основной закон и проект закона об особенностях проведения местных выборов в Донбассе. Документы, естественно, достаточно спорные, но с формальной точки зрения, вполне укладывающиеся в рамки минских договоренностей. Здесь придется констатировать, что украинская власть потеряла непростительно много времени, затягивая работу над конституционной реформой, - и упустила инициативу.

В-третьих, возобновилась практика "челночной дипломатии". Россию посетили канцлер ФРГ Ангела Меркель и госсекретарь США Джон Керри. Впоследствии с Меркель в Берлине встретился украинский президент, с Керри (в Анталии) – глава украинского МИД Павел Климкин, а в Киев прибыла помощник госсекретаря Виктория Нуланд – она общалась с Яценюком. Кроме того, украинские президент и премьер-министр успели пообщаться с президентом Франции. И все это в течении буквально четырех дней.

Переговоры западных политиков с высшим руководством РФ вызвали неоднозначную реакцию отечественного политикума – вплоть до подозрений о том, что Запад мог "слить Украину". На самом же деле, как уже писали "Комментарии", для Украины довольно сомнительную ценность представляет сокращение контактов между главами ведущих мировых держав. Чем больше переговоров высокого и высшего уровня между лидерами России и стран ЕС, России и США пройдет – тем больше шансов на достижение успеха в урегулировании ситуации в Донбассе. И тот факт, что госсекретарь США впервые с 2013 года посетил Россию и провел переговоры с Владимиром Путиным, тем лучше. В конце концов, разве не Украина добивалась расширения "нормандского формата" (Украина-Россия-Германия-Франция) до "женевского" (те же плюс США)?

Что же касается вопроса о "сливе" или "переговорах за спиной Украины", то сошлемся на мнение, высказанное американскими учеными-экономистами Ричардом Эриксоном и Лестером Зигером в издании Peace Economics, Peace Science and Public Policy. Проанализировав с точки зрения теории игр возможные шаги России и США относительно конфликта на востоке Украины, они пришли к выводу, что наиболее вероятным сценарием является отказ от силового вмешательства и замораживание конфликта. Собственно, об этом прямым текстом заявил и сам Джон Керри после переговоров в Сочи: "Если действительно президент Порошенко выступает за то, чтобы начать сейчас какие-то силовые операции, то мы бы предложили ему подумать, прежде чем предпринимать такие действия, потому что минские соглашения тогда окажутся под серьезной угрозой".