Рубрики
МЕНЮ
Виталий Войчук
Более того, как ответчик, государство, практически, в 97% случаев проигрывает дела, представленные её собственными гражданами. Европа остается последней надеждой для тех, кто не нашел правды в украинских судах.
Европейский суд, характеризуя Украину, не раз называл основную нашу проблему – невыполнение решений судов, затяжные или неэффективные расследования, нарушение прав человека на свободу и личную неприкосновенность, жестокое обращение с заключенными, задержанными или ненадлежащие условия их содержания. Мы, как налогоплательщики, оплачиваем судебную и правоохранительную систему, но взамен часто, вместо помощи, получаем много проблем и системные нарушения собственных прав.
Сложилось так, что судебные разбирательства в Украине напоминают хождения по мукам, и самое странное, что виновные (государственные исполнители, милиционеры, судьи), действия которых приводят к огромным ежегодным выплатам из госбюджета по проигранным делам в ЕСПЧ, не несут никакой ответственности за это. Никто еще не был даже уволен, хотя без лишней патетики можно смело утверждать, что их противоправные решения разрушили судьбу не одного человека. Государство Украина на сегодня должно своим гражданам сотни миллионов гривен. Денег, естественно, не хватает, поэтому выплачивают не сразу, часто с пеней за несвоевременные выплаты в 4%.
Украинское судопроизводство считается одним из самых коррумпированных в мире, поэтому ЕСПЧ получает ежегодно около десяти тысяч обращений от украинцев. Многие дела поражают откровенным пренебрежением к фундаментальным правам человека. Дела о пытках стали уже привычными, хотя они шокируют порой нечеловеческой, средневековой жестокостью. Одним из самых резонансных можно назвать дело Давыдова, 2010 года. Речь шла о тренировках бойцов спецподразделений на заключенных в колонии. Ради этого дела делегация Европейского суда даже прибыла в Украину, что бывает в исключительных случаях. Невозможно пропустить дело Нечипорук и Йонкало. Суд нашел 14 (!) нарушений Конвенции о защите прав человека и основных свобод по криминальному преследованию заявителей – начиная от пыток и заканчивая необоснованным приговором.
Вдова убитого журналиста Георгия Гонгадзе, Мирослава, обвинила власти Украины в том, что они не приняли достаточных мер для защиты жизни журналиста, а впоследствии не провели должным образом расследование обстоятельств его гибели. Страна выплатила 100 тысяч евро за причиненный ей ущерб.
Из последних обращений: "Решение Верховного суда Российской Федерации о запрете деятельности Меджлиса крымскотатарского народа будет оспариваться в Европейском суде по правам человека" — сообщил председатель Меджлиса крымскотатарского народа, народный депутат Рефат Чубаров.
И количество подобных дел снежным комом растет из года в год. Одним из самых громких суждено стать делу "узника украинской демократии", бывшего лидера Партии Регионов, Александра Ефремова. Некоторые наблюдатели проводят прямую аналогию с процессами прошлой власти над ее оппонентами, в числе которых был и нынешний глава ГПУ. Эксперты утверждают: должностные лица государства, в соответствии с практикой Европейского Суда по Правам Человека, обязаны не делать заявлений "которые поощряют общество поверить в виновность подозреваемого и предосуждают лицо до оценки фактов компетентным судом". Однако, это не помешало Генеральному прокурору Украины, Луценко, изначально лишить Ефремова гарантированной международными актами и Конституцией Украины презумпции невиновности, публично огласив его виновным в тяжких преступлениях и заложив основу для последующего международного признания судебного процесса над Ефремовым несправедливым.
Конечно же, такие недвусмысленные заявления высокого должностного лица будут трактоваться международными судебными инстанциями как оказание давления на суд и формирование обвинительного уклона процесса, который в соответствии с нормами Европейской конвенции по правам человека (ст.6) должен быть справедливым, независимым и беспристрастным.
Избирательность правосудия, в данном случае, наверняка также будет предметом оценки международных инстанций, ведь как если не селективно был начат процесс, против Ефремова, действия которого ничем не отличались, например, от действий многих представителей нынешней власти, которые вместе с Ефремовым участвовали в процессах по предотвращению событий на Донбассе. Однако, которые почему-то для Ефремова превратились в уголовные преследования, а для представителей нынешней власти — в заслуги перед государством за сохранение территориальной целостности. Для беспристрастного наблюдателя, коими наверняка являются международные инстанции, единственным объяснением является политическое оппонирование Ефремова нынешнему режиму и отдельным его представителям, которые публично заявляют о ненависти к подозреваемому, чем недвусмысленно закладывают основу для признания его преследования политически мотивированным.
Процесс задержания Ефремова, без подозрения и соответствующего решения суда, также представляется прямым нарушением статьи 5 Европейской конвенции по правам человека, и однозначно повлечет за собой рассмотрение вопроса о законности ареста и содержания его под стражей. Давление на суд, оказываемое как политиками, так и "активистами", в форме прямых требований к суду об обязательности ареста, обвинительных утверждений, и прямых угроз физической расправой в судебном процессе, грубо нарушают международные стандарты правосудия.
Таким образом, защита Ефремова имеет все основания для заявления жалобы в ЕСПЧ и высокие шансы на признание нарушения его прав, гарантированных Европейской Конвенцией по правам человека. Мы можем относится как угодно к господину Ефремову, но гарантировать право на непредвзятое правосудия обязаны!
Украина продолжает лидировать среди государств, в которых пренебрегают правами человека, ведь ее граждане ищут правду не в собственных, украинских судах, а вынуждены обращаться в ЕСПЧ. Отстаивать свои права в родной стране все так же проблематично, а значит, украинцы будут продолжать обращаться в Европейский суд как в последнюю инстанцию.
ФОТО: PHL
Новости партнеров
Новости