Блог

Кирилл Сазонов: Локдаун дал роскошный шанс Украине

Люди не стали меньше есть (на изоляции, конечно), не стали меньше развлекаться. Часть торговли ушла в интернет. Вместо кафе - доставка еды. Ну, к чему я буду все рассказывать тем, с кем живу на одной планете?

0

comments5537

Кирилл Сазонов

Политолог, эксперт, журналист

О политике с юмором и эмоциями

Карантины и пандемия не убили мировую экономику. Но здорово ее перекосили, конечно. Люди изменили образ жизни, кто-то вдруг стал зарабатывать больше, кто-то разорился. То есть завод по производству условных масок в плюсах, авиакомпания в минусах - и так далее по отраслям. Люди не стали меньше есть (на изоляции, конечно), не стали меньше развлекаться. Часть торговли ушла в интернет. Вместо кафе - доставка еды. Ну, к чему я буду все рассказывать тем, с кем живу на одной планете? вы сами все видели.

 

Интересно, что Украине, кроме бед, локдауны принесли и позитивный результат. Неожиданный. Ключевой вопрос - как к нему относиться? Как к случайному разовому выигрышу в лотерею? Или как к шансу? Итак - сама новость. В Украине торговый дефицит снизился более чем вдвое по итогам 2020 года - с 10,22 до 4,9 млрд долл. То есть разница между тем что мы продаем и покупаем сократилась так, как не сокращалась ни при одном правительстве. Да, мы традиционно были в минусе, закрывая его кредитами, распродажей госсобственности, в перспективе очевидно землей и так далее. Так всегда бывает, когда ты экспортируешь сырье, а импортируешь уже продукцию из него. Печальная участь бедных стран. И мировой локдаун эту историю здорово изменил. Мы не в плюсе, но минус сократили в два раза. Почему я считаю, что причина в локдауне? Ну, мы же реалисты. Не правительство же хвалить.

 

Возвращаемся к ключевому вопросу - это разовый выигрыш в лотерею или шанс? Ответ зависит исключительно от нас. Можно просто представить это в качестве результата работы власти и повторять тезис в эфире. А можно спокойно и тщательно проанализировать - почему так произошло. Где украинский покупатель заменил импорт отечественным продуктом, почему и как это закрепить? Какие украинские отрасли смогли в условиях пандемии усилить позиции на внешнем рынке и как помочь им сделать это тенденцией? Это очень упрощенно, по каждому сегменту рынка нужно смотреть на перемены и делать выводы. Работа для большой команды экономистов, причем использовать исключительно теоретиков будет ошибкой. Из выводов нужно формировать стратегию. Минимум на три года, а лучше на пять или десять. Вопрос - кто может этим заняться в стране, где правительство меняется раз в полгода, а горизон планирования - один бюджетный год? Если вопрос риторический - значит мы просто выиграли в лотерею...



comments

Новости партнеров

comments

Другие материалы автора


Новости

Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!