Рубрики
МЕНЮ
0
20 мая 2024 года, истекает формальный срок полномочий президента Украины Владимира Зеленского.
Вполне ожидаемо российская пропаганда ухватилась и начала раскручивать тему утраты легитимности Президентом Украины Владимиром Зеленским из-за отказа от проведения очередных выборов.
То, что тема президентской легитимности Зеленского оказалась в российском пропагандистском мэйнстриме сослужило нам дурную службу, дав основания относиться к проблеме как к информационной спецоперации, вражескому ИПСО
В этом свете любой, кто поднимает тему легитимности президента после 20 мая, рискует быть объявленным в лучшем случае «полезным идиотом», а в худшем быть заклейменным агентом Кремля и пособником врага.
Однако именно такая реакция и играет на руку Москве – Украина совершает ошибку, реагируя политически, а не юридически.
В обществе есть консенсус относительно того, что во время войны проводить выборы нельзя, и полномочия Владимира Зеленского должны быть продлены. Но такой консенсус не означает, что полномочия Владимира Зеленского пролонгируются автоматически.
Офис президента не может самостоятельно решать вопрос о продлении полномочий президента. Это также не может происходить по умолчанию, основываясь на трактовке в соцсетях норм Конституции отдельными чиновниками и политиками, не имеющими на это полномочий.
Механизм решения вопроса продления полномочий должен соответствовать норме и духу Конституции Украины. Даже если выборы президента Украины не могут быть проведены по объективным причинам – это не может оставаться вне закона!
Отказ Офиса президента от применения легального механизма продления полномочий неизбежно закладывает мину под фундамент легитимности в будущем и в глазах граждан, и в отношениях с международными субъектами. Фактически, любое решение президента по истечении срока его полномочий может быть теперь подвергнуто сомнению. В том числе и его подпись под возможным мирным соглашением – в каком бы формате она ни была. Нельзя давать врагам Украины такой козырь.
Каким был бы верный выход из ситуации? Процедура продления полномочий президента должна была быть оформлена с максимальным соблюдением буквы и духа Конституции Украины.
Здесь стоит напомнить азбучные истины, а именно, что Конституция является особым нормативным правовым актом, определяющим основы политической, правовой и экономической систем государства. Именно в этом и заключается её предназначение.
Конституция закрепляет основы политической, экономической и правовой систем данного государства, а также основы правового статуса государства и личности, их права и обязанности. Также в Конституции представлены правовые нормы, определяющие высшие органы государства, порядок их формирования и функционирования, их взаимные отношения и компетенцию.
Конституция Украины хоть и гарантирует непрерывность деятельности институтов власти, но все же ее писали с пониманием вариантов сменяемости власти, как бы то ни было, сменяемость власти — это то, что коренным образом отличает нас от соседа-агрессора.
В ситуации, когда невозможно провести выборы, единственным высшим представительным органом в нашем государстве продолжает оставаться Верховная Рада. Именно парламент имеет конституционные полномочия и возможности урегулировать проблему легитимности исполнения полномочий президентом Украины за пределами конституционного срока, на который он был избран. По логике Верховная Рада должна была принять соответствующие решения – еще до того, как выборы де-факто были сорваны. Однако власти и парламентское большинство не позаботились об этом и не запустили соответствующие процедуры. Теперь по их вине легитимность президента может подвергаться сомнению внешними силами и так и оппозицией внутри страны.
Каков выход из ситуации? Поскольку все сроки уже пропущены, остается единственный орган, который, согласно Конституции, имеет право легитимизировать статус-кво – это Конституционный суд. Именно он должен определить, как теперь юридически оформить продление полномочий президента.
В соответствии с Конституцией Украины субъектами права на конституционное представление являются: президент Украины или не менее сорока пяти народных депутатов Украины. Согласно статье 105 Конституции Украины звание президента Украины сохраняется за президентом пожизненно, если только президент не был отстранен от должности в порядке импичмента. Поэтому такое представление вполне могут сделать даже Леонид Кучма или Виктор Ющенко.
Кто-то должен взять на себя ответственность за возвращение ситуации в правовое поле, если власть делать это по каким-то причинам отказывается. Нельзя прятать голову в песок и делать вид, что проблемы нет – ее возможно нет сейчас, но никто не знает, кем и как этот просчет власти отыграется в будущем.
Новости партнеров
Другие материалы автора
Новости