Блог

Золотарев Андрей: Проблему президентской легитимности необходимо решать в правовом поле

Наши сограждане на протяжении всех лет государственной независимости избирали президентов. Для них это – самоочевидность. Всенародно избранный президент обладает высшим уровнем легитимности. В восприятии миллионов граждан он «для всех начальников – начальник, и для всех генералов – командир».

0

comments3134

Золотарев Андрей

Политический эксперт

Политический  аналитик

20 мая 2024 года, истекает формальный срок полномочий президента Украины Владимира Зеленского.

Вполне ожидаемо российская пропаганда ухватилась и начала раскручивать тему утраты легитимности Президентом Украины Владимиром Зеленским из-за отказа от проведения очередных выборов.

То, что тема президентской легитимности Зеленского оказалась в российском пропагандистском мэйнстриме сослужило нам дурную службу, дав основания относиться к проблеме как к информационной спецоперации, вражескому ИПСО

В этом свете любой, кто поднимает тему легитимности президента после 20 мая, рискует быть объявленным в лучшем случае «полезным идиотом», а в худшем быть заклейменным агентом Кремля и пособником врага.

Однако именно такая реакция и играет на руку Москве – Украина совершает ошибку, реагируя политически, а не юридически.

В обществе есть консенсус относительно того, что во время войны проводить выборы нельзя, и полномочия Владимира Зеленского должны быть продлены. Но такой консенсус не означает, что полномочия Владимира Зеленского пролонгируются автоматически.

Офис президента не может самостоятельно решать вопрос о продлении полномочий президента. Это также не может происходить по умолчанию, основываясь на трактовке в соцсетях норм Конституции отдельными чиновниками и политиками, не имеющими на это полномочий.

Механизм решения вопроса продления полномочий должен соответствовать норме и духу Конституции Украины. Даже если выборы президента Украины не могут быть проведены по объективным причинам – это не может оставаться вне закона!

Отказ Офиса президента от применения легального механизма продления полномочий неизбежно закладывает мину под фундамент легитимности в будущем и в глазах граждан, и в отношениях с международными субъектами. Фактически, любое решение президента по истечении срока его полномочий может быть теперь подвергнуто сомнению. В том числе и его подпись под возможным мирным соглашением – в каком бы формате она ни была. Нельзя давать врагам Украины такой козырь.

Каким был бы верный выход из ситуации? Процедура продления полномочий президента должна была быть оформлена с максимальным соблюдением буквы и духа Конституции Украины. 

Здесь стоит напомнить азбучные истины, а именно, что Конституция является особым нормативным правовым актом, определяющим основы политической, правовой и экономической систем государства. Именно в этом и заключается её предназначение.

Конституция закрепляет основы политической, экономической и правовой систем данного государства, а также основы правового статуса государства и личности, их права и обязанности. Также в Конституции представлены правовые нормы, определяющие высшие органы государства, порядок их формирования и функционирования, их взаимные отношения и компетенцию.  

Конституция Украины хоть и гарантирует непрерывность деятельности институтов власти, но все же ее писали с пониманием вариантов сменяемости власти, как бы то ни было, сменяемость власти — это то, что коренным образом отличает нас от соседа-агрессора. 

В ситуации, когда невозможно провести выборы, единственным высшим представительным органом в нашем государстве продолжает оставаться Верховная Рада. Именно парламент имеет конституционные полномочия и возможности урегулировать проблему легитимности исполнения полномочий президентом Украины за пределами конституционного срока, на который он был избран. По логике Верховная Рада должна была принять соответствующие решения – еще до того, как выборы де-факто были сорваны. Однако власти и парламентское большинство не позаботились об этом и не запустили соответствующие процедуры. Теперь по их вине легитимность президента может подвергаться сомнению внешними силами и так и оппозицией внутри страны.

Каков выход из ситуации? Поскольку все сроки уже пропущены, остается единственный орган, который, согласно Конституции, имеет право легитимизировать статус-кво – это Конституционный суд. Именно он должен определить, как теперь юридически оформить продление полномочий президента.

В соответствии с Конституцией Украины субъектами права на конституционное представление являются: президент Украины или не менее сорока пяти народных депутатов Украины. Согласно статье 105 Конституции Украины звание президента Украины сохраняется за президентом пожизненно, если только президент не был отстранен от должности в порядке импичмента. Поэтому такое представление вполне могут сделать даже Леонид Кучма или Виктор Ющенко.

Кто-то должен взять на себя ответственность за возвращение ситуации в правовое поле, если власть делать это по каким-то причинам отказывается. Нельзя прятать голову в песок и делать вид, что проблемы нет – ее возможно нет сейчас, но никто не знает, кем и как этот просчет власти отыграется в будущем.

 


comments

Новини партнерів

comments

Інші матеріали автора


Новини

Підписуйтесь на повідомлення, щоб бути в курсі останніх новин!