Блог

Золотарев Андрей: Почему не стоит спешить с выборами главы Высшего совета правосудия

Выборы главы Высшего совета правосудия (ВРП) не должны состояться, так как этот орган сегодня является марионеткой грантовых структур. Изменение политики США в отношении донорских организаций и конкретно USAID ставит под сомнение их дальнейшее влияние в Украине. Смена политической конъюнктуры в Вашингтоне ведёт к пересмотру механизмов финансирования и к постепенному сокращению поддержки грантовых структур, в том числе тех, что формировали ВРП. Необходимо полностью реформировать систему судебного управления в Украине, ликвидировав влияние внешних акторов и восстановив принцип верховенства права.

0

comments1583

Золотарев Андрей

Политический эксперт

Политический  аналитик

Грантовые активисты давно перебрали на себя функции политического игрока. Деятельность этой публики вышла за рамки собственно профильной деятельности. Она участвует в формировании политической повестки дня. Практически любой визит мало-мальски значимого иностранного деятеля из западных стран сопровождается встречей с «активистами».

Эти активисты на западные гранты превратились в таких себе образцово-показательных представителей «гражданского общества». В принципе, это было бы нормально, но при одном условии – если бы в нашем законодательстве было определено понятие лоббистов или чего-то похожего на Foreign Agents Registration Act.

Последствия такого «активизма» сегодня видим в судебной системе. Проблемы украинской судебной системы хорошо известны: тотальный дефицит судей и перегруженность судов, недоступность правосудия и низкий уровень доверия. А за последние годы добавилось еще и то, что фактически судебная власть Украины в нарушение Конституции передана внешнему управлению, членов ВРП и ВККСУ выбирают иностранцы.

 

Высшая квалификационная комиссия судей – это главный дисциплинарный орган судебного самоуправления. Он оценивает профессиональное соответствие кандидатов на судейские должности. Высшим же органом судейского самоуправления является Высший совет правосудия. Он вносит представления о назначении судей, рассматривает жалобы, принимает решения о несовместимости. Кто контролирует Высший совет правосудия, тот контролирует суды.

И здесь  показательным является кейс Маселко
Роман Маселко – классический пример того, как «активисты» грантовых структур захватывают ключевые судебные органы, выполняя задачи внешних акторов под видом борьбы за «реформы».
Маселко выходец из Автомайдана – одной из структур, спонсируемых западными фондами и ориентированным на демократическую партию кланом Пинчука-Кучмы, которая изначально позиционировала себя как «движение за справедливость», а в итоге превратилась в инструмент политических заказов и уничтожения неугодных судей.
Два его главных «работодателя»– фундация DeJure и Автомайдан, плотно сидящие на деньгах USAID и других доноров. Их задача – формировать «правильную» судебную систему, где решения принимаются не на основании закона, а по указке «смотрящих»из иностранных посольств.
Несмотря на то, что Роман Маселко не имел опыта работы судьёй, это   не помешало ему в 2022 году попасть в Высший совет правосудия (ВРП), где он занялся «кадровой чисткой» судейского корпуса, уничтожая неугодных и назначая подконтрольных.
Голосование за кандидатуру Маселко проходило в условиях полного внешнего контроля над процессом. Примечательно, что ОПЗЖ, в 2022 году уже ставшая токсичной, неожиданно поддержала «антикоррупционного активиста».Грантовые структуры и представители США никак не комментировали эту сделку.

Сеть, через которую Маселко получил своё влияние, тянется к тем же структурам, которые продвигают внешнее управление в Украине:
USAID – главный источник финансирования DeJure и Автомайдана.NED (National Endowment for Democracy) – структура, финансируемая Конгрессом США для продвижения «демократических инициатив».Open Society Foundations (Сорос) – поддержка «активистов», занимающихся «реформами».
Все эти организации десятилетиями формировали в Украине квазисудебную систему, где решения зависят не от законов, а от грантовых отчётов.
Как Маселко уничтожает независимость судебной власти?
Прежде всего через назначение судей по политическим критериям проталкивая на ключевые должности людей, связанных с грантовым сообществом. Назначение судей, которые не проходят фильтр «международных экспертов» блокируется.
Происходит политическая зачистка судейского корпуса.
Лоббирует незаконное отстранение судей, которые «неправильно» трактуют законы.Механизм отработан и отлажен, запускаются дисциплинарные дела по сфабрикованным жалобам грантовых активистов.

Разумеется это Маселко делает не сам, инструментом  давления и фабрикация жалобявляется Кристина Буртник , которая работала и работает в гэошке Маселко,той самойФундации DeJure. Она лично заваливает ВРП жалобами на судей, используя метод массовых «спам-жалоб». Маселко и его группа используют их как основание для репрессий. Судьи увольняются, а на их место приходят «правильные» кадры.
 
По сути ВРП превратился в филиал грантовых структур, где Маселко играет роль главного «надзирателя». Его задача – неправовая зачистка судебной системы, ликвидация независимости судей и продвижение людей, аффилированных с донорами.
Но ситуация меняется.Политическая конъюнктура в Вашингтоне изменилась, финансирование USAID заморожено и все укащывает на то, что эта организация не только утратит позиции, но и возможно прекратит свое существование.  
Что делать?
Во-первых, отмена выборов главы ВРП – нельзя допустить, чтобы марионеточная структура снова назначила «смотрящего».

Во -вторых, реформа ВРП и ВККСУ – ликвидация иностранного влияния, аудит и пересмотр кадровых решений.

В-третьих, расследование деятельности Маселко, Буртник и их окружения, возможно привлечение к ответственности – за злоупотребление властью, незаконные кадровые чистки и разрушение судебной системы Украины.

Защитники Маселко разумеется будут много и красиво рассказывать про атаку на реформу судебной системы. Однако все дело в том, что на самом деле он не реформатор, а агент ликвидации независимости судебной системы и его деятельность – это прямая угроза суверенитету Украины.

Эффект любой реформы определяется не количеством «телодвижений», совещаний и разработанных инструкций, а уровнем удовлетворенности граждан. Сухая статистика ЕСПЧ, уровень доверия к судам – это диагноз, который показывает, что в вопросе правосудия в Украине ничего кардинально не поменялось. Судя по  этим данным, украинские граждане ставят «реформаторам» двойку.  


comments

Новини партнерів

comments

Інші матеріали автора


Новини

Підписуйтесь на повідомлення, щоб бути в курсі останніх новин!