Рубрики
МЕНЮ
1
Керівник аналітичної групи Українського центру аналітики і безпеки
Генерал-майор, кандидат юридичних наук, керівник аналітичного напряму Українського центру аналітики і безпеки
Ровно пять лет назад, 19 октября 2016 года на очередном саммите «нормандской четвёрки» в Берлине была подтверждена так называемая «формула Штайнмайера», предложенная за год до этого Министром иностранных дел ФРГ Франк-Вальтером Штайнмайером (Frank-Walter Steinmeier) в качестве механизма восстановления мирной жизни на Донбассе.
Наглядным индикатором неприятия в украинском обществе инициативы главы МИД Германии стали массовые протесты из-за подписания представителями Киева 1 октября 2019 года на переговорах в Минске единой редакции «формулы», вынудившие Президента В.Зеленского через два дня оправдываться перед народом Украины в специальном видеообращении.
«Формуле Штайнмайера» посвящены сотни критических публикаций украинских СМИ и комментариев отечественных экспертов. Однако, практически все они не дают ответа на простые вопросы: «Является ли Ф.-В. Штайнмайер беспристрастным политиком в отношениях Украины и России? Не было ли ошибкой его привлечение к процессу мирного урегулирования на востоке нашей страны?».
Ответы на эти вопросы мы постарались найти в собственном аналитическом исследовании, результаты которого представлены ниже.
Ф.-В. Штайнмайер, Украина и НАТО
Реальный шанс начать процедуру вступления в НАТО Украина имела в 2008 году, когда украинское руководство, обнадёженное поддержкой США, отправило официальный запрос в штаб-квартиру альянса о присоединении к программе «План действий по членству в НАТО» (ПДЧ). Однако, по итогам Бухарестского саммита на уровне глав-государств и правительств (апрель 2008), а также Брюссельского саммита министров иностранных дел стран-членов НАТО (декабрь 2008) инициатива нашей страны была отклонена. Отказали также и Грузии.
Главным категорическим противником выступила Германия в лице Канцлера ФРГ Ангелы Меркель и Министра иностранных дел Германии Франк-Вальтера Штайнмайера, чью особую роль в блокировании интересов Украины и Грузии отметили даже российские СМИ:
Газета.Ru: «Едва ли не самые решительные противники ПДЧ оказались в Берлине. Германский министр иностранных дел Франк-Вальтер Штайнмайер, едва прибыв в бельгийскую столицу во вторник (02.12.2008 – прим.), строго заявил, что все, на что могут рассчитывать две постсоветские республики, — это работать с партнерами по НАТО в том русле, которое было заложено на бухарестском саммите альянса в апреле».
Но именно в апреле 2008 в комментариях относительно членства Украины в НАТО Ф.-В. Штайнмайер раскрыл закулисье германской внешней политики. В отличии от Ангелы Меркель, пояснявшей свое негативное отношение к принятию Украины в альянс «необходимостью предварительного преодоления разногласий по данному вопросу в украинском обществе», Ф.-В. Штайнмайер откровенно признал, что его собственная отрицательная позиция мотивирована интересами России.
Так, в беседе с репортерами газеты Leipziger Volkszeitung Франк-Вальтер Штайнмайер заявил, что «приняв вопреки четкой позиции России нелегкое решение о признании независимости Косова, внешняя политика Германии в отношении Москвы достигла пределов возможного, отношения с Россией не следует еще раз проверять на прочность, а приглашение Украины и Грузии в НАТО может сделать отношения западных стран с Россией неуправляемыми».
Кремль практически моментально воспользовался усилиями Франк-Вальтера Штайнмайера по недопущению Украины и Грузии в НАТО. Менее чем через полгода, в августе 2008, Россия безнаказанно оккупировала часть грузинской территории, зная, что кроме громких политических заявлений лидеров НАТО ей ничего не грозит (и лишь Украина оказала грузинскому народу помощь военной техникой и снаряжением). А еще через 6 лет Россия также цинично аннексировала АР Крым, оккупировала часть Луганской и Донецкой областей Украины.
Казалось бы, к исходу 2014 года Ф.-В. Штайнмайер должен был осознать последствия собственной недальновидной политики по «умиротворению Москвы» за счет Украины и Грузии (параллель с губительной внешней политикой британского правительства Невила Чемберлена 1937-1938 гг по умиротворению нацистского агрессора более чем очевидна). Увы, этого не произошло.
В ноябре 2014, сразу после своей встречи с Путиным в Москве, Ф.-В. Штайнмайер дал развернутое интервью немецкому изданию Der Spiegel, в котором однозначно отверг попытки Украины стать членом НАТО: «Когда дело доходит до вопроса альянса, применимо то, что я сказал несколько месяцев назад: я вижу партнерство Украины с НАТО, но не членство». Далее последовали его слова о «бессмысленности рассуждений о членстве Украины в ЕС в отдаленном будущем». Но самое важное из уст руководителя МИД Германии прозвучало о российской агрессии в Украине: «Надеюсь, что на востоке Украины что-то еще не решено. Я ловлю Россию на слове, что она не хочет разрушать единство Украины» (дипломат такого уровня не мог не помнить прямую речь российского лидера В.Путина на встрече с Президентом США Д.Бушем в апреле 2008: "Ты же понимаешь, Джордж, что Украина — это даже не государство! Что такое Украина? Часть ее территорий — это Восточная Европа, а часть, и значительная, подарена нами!"). Он также особо подчеркнул собственное неприятие ужесточения санкций в отношении России: «Я выступаю против дальнейшего закручивания санкционной спирали».
Что это: идеализм пацифиста или очередная уступка российскому агрессору (в обоих случаях – за счет многих тысяч украинцев, погибших от рук российских оккупантов на востоке нашей страны, либо вынужденных покинуть свои дома в Крыму и на Донбассе)? А может нечто более неприглядное?
Для ответа на этот вопрос стоит на время отвлечься от Украины и проанализировать позицию Франк-Вальтера Штайнмайера относительно российского военного вмешательства в гражданскую войну в Сирии без мандата ООН.
Ф.-В. Штайнмайер и «сирийский поход» В.Путина
Несмотря на свойственную этому руководителю внешнеполитического ведомства Германии манеру туманных и обтекаемых заявлений, их внимательный повременной анализ позволяет проследить динамику информационного продавливания Ф.-В. Штайнмайером мифического права России совать свой «геополитический нос» в дела на Ближнем востоке и в Африке.
В сентябре 2015 в интервью региональным изданиям немецкой медиагруппы «Funke» Ф.-В. Штайнмайер предостерег Россию от единоличного вмешательства в гражданскую войну в Сирии «по своему усмотрению» и призвал Кремль к координации своих действий в этой стране с Западом.
Казалось бы, абсолютно выверенная позиция руководителя МИД Германии по сирийскому конфликту в унисон риторике США и других партнеров по НАТО. Вот только отстаивать ее Ф.-В. Штайнмайер не собирался.
С каждым его новым заявлением это становилось все очевиднее, несмотря на открытое игнорирование Москвой всех предостережений и призывов руководителя немецкого внешнеполитического ведомства. Причем, Ф.-В. Штайнмайер не только игнорировал ложь Кремля, развернувшего в Сирии полномасштабную военную группировку ударной авиации, кораблей ВМФ, сил специальных операций (ССО) и нескольких тысяч ихтамнетов из ЧВК «Вагнер», оснащенных танками, самоходными гаубицами 2С1, реактивными системами залпового огня БМ-21 и т.д. Он активно продвигал в немецких СМИ месседжи з призывами понять своеволие России в Сирии.
Так, в апреле 2015 в интервью «Die Welt» он недвусмысленно заявил, что «нерешенные конфликты в Сирии, Йемене и Ливии показывают, что мы должны быть заинтересованы в более активном вовлечении России в поиски решений в этих странах» (подобная риторика о «праве сильных» вмешиваться в дела других стран, игнорируя мнение их народов, уже звучала из уст одного из руководителей Германии 1933-1945 гг).
В ноябре 2015 в интервью «Bild am Sonntag», Штайнмайер не только практически дословно процитировал очередное вранье Путина относительно причин российского вмешательства в гражданскую войну в Сирии с обещанием скорейшего вывода своих войск (невыполненным до сих пор), но и постулировал обязательность восприятия российской аргументации на Западе: «Мы не должны недооценивать тот факт, что Россия с ее миллионным мусульманским населением чувствует серьезную угрозу в связи с развитием событий на Ближнем Востоке. Я считаю, что Россия не заинтересована в том, чтобы годами истощаться в Сирии, и все глубже и глубже втягиваться в войну» (следуя подобной логике, свои права на участие в сирийском конфликте вправе заявить Индонезия, Индия, Пакистан, Бангладеш и даже Нигерия, ибо в этих странах численность мусульманского населения в десятки раз больше, чем в России).
В мае 2016 в интервью все тому же «Die Welt» Штайнмайер открыто призвал Вашингтон прислушаться к позиции Москвы по Сирии, заявив: «Своим участием в Сирии Россия хочет гарантировать, что реорганизация Ближнего Востока не может происходить вопреки ее интересам. Москва хочет, чтобы США относились к России как к равному». А чтобы призыв выглядел более убедительным, поведал о собственном прозрении касательно того, что «интересы России в Сирии были нами недооценены».
Уже на излете своего пребывания в должности Министра иностранных дел Германии, Штайнмайер публично занял позицию Кремля относительно легитимности сирийского диктатора Башара Асада, на чьих руках кровь многих тысяч мирных сирийских граждан и чья власть в стране держится сегодня на российских и иранских штыках. В интервью «Sueddeutsche Zeitung» в январе 2017 он напрямую обвинил США и Францию в том, что «они предпочли сделать Сирию частью воображаемой оси зла, стремясь быстро прекратить правление Асада». При этом Штайнмайер предпочел не вспоминать о заявлении, озвученном еще в октябре 2015 в Мадриде на совместной пресс-конференции с руководителем испанской дипломатии Жозе Мануэль Гарсиа-Маргалло: «Испанское и германское правительства считают, что Асад не должен быть частью окончательного решения сирийской проблемы» (к тому времени жертвами сирийского конфликта уже стали более 240 тысяч человек, а несколько миллионов сирийцев были обречены на исход).
Ф.-В. Штайнмайер и «Россия, которая граничит с Богом»
Можно и дальше приводить заявления Франк-Вальтера Штайнмайера (как на посту главы МИД, так и Президента Германии), которые в значительно большей степени отвечали позиции Росси, чем Запада. В частности, его завидную настойчивость в попытках возобновить в 2015-2016 гг. работу Совета НАТО-Россия (когда ВС РФ ракетно-бомбовыми ударами уничтожала украинских защитников Донецкого аэропорта и Дебальцево, а российская авиация ковровым бомбометанием «утюжила» мирные кварталы сирийского Алеппо); его нескончаемую мантру о необходимости «продолжать диалог с Москвой» (когда спецслужбы РФ травили «Новичком» семью Скрипалей и Навального, параллельно организовывая массовые кибератаки на объекты критической инфраструктуры по всему миру); а также, личные высказывания Штайнмайера про особенную комплиментарность в отношениях между Москвой и Берлином:
«“Другие страны граничат с горами, морями и реками, Россия же граничит с Богом”, — такие впечатления привез нам из своего путешествия по России Райнер Мария Рильке. Эта цитата много говорит не только о Рильке, но и о том, какими глазами мы смотрим на наши отношения, на отношения между Россией и Германией, которые связывают нас на протяжении более чем тысячелетней истории»
В феврале 2021 для украинского общества стало настоящим шоком его рассуждения в интервью изданию «Rheinische Post» о том, что энергетические отношения с Москвой (читай – запуск «Северного потока-2») в «широком контексте» являются своеобразной платой немецкого народа России за преступления нацистского режима во Второй мировой войне.
Как справедливо отметил посол Украины в Германии Андрей Мельник, данная позиция Ф.-В. Штайнмайер является абсолютно недопустимым перекручиванием истории:
«У такий спосіб по суті підхоплюється десятиліттями нав’язуваний російською пропагандою наратив про те, що буцімто Німеччина повинна нести свою історичну відповідальність і спокутувати свою вину за варварські злочини нацистської окупації лише перед Росією».
Можно оспаривать упрощение российского оппозиционного политолога Андрея Пионтковского, заявившего, что «Ф.-В. Штайнмайер, президент ФРГ, между прочим, глава государства - рядовой, обыкновенный лоббист Газпрома, также как его предыдущий начальник Шредер, который продолжает там служить». Но трудно отрицать, что в своих уступках России в вопросе запуска «Северного потока-2» Ф.-В.Штайнмайер готов и дальше жертвовать интересами не только Украины, но и партнеров по НАТО.
В средствах массовой информации достаточно часто встречается упоминание, что у себя на родине Франк-Вальтер Штайнмайер получил прозвище «серая эффективность» (Die Graue Effizienz) за свой талант политического лавирования. Сегодня уже нет никаких сомнений, что во много благодаря именно этой «серой эффективности» Украина более далека от вступления в НАТО, чем в 2008 году. Также, как и в том, что "Herr Putin" воспринимается руководством Германии как лидер страны, «граничащей с Богом», но не как военный преступник, чье место на скамье подсудимых Гаагского трибунала.
Все вышеперечисленное наглядно демонстрирует плохо прикрытую российскую ангажированность Франк-Вальтера Штайнмайера, что подрывает доверие к его беспристрастности в вопросе мирного, а главное – справедливого для нашей страны, урегулирования российско-украинского противостояния.
Василий Грицак, Председатель Наблюдательного совета Украинского центра аналитики и безопасности
Игорь Гуськов, руководитель аналитической группы Украинского центра аналитики и безопасности
Новини партнерів
Інші матеріали автора
Новини