МИР

Европа останется без китайской помощи

0

Не добившись от ЕС расширения своего влияния, Поднебесная решила не вытаскивать еврозону из кризиса

Не добившись от ЕС расширения своего влияния, Поднебесная решила не вытаскивать еврозону из кризиса. Теперь поторговаться с Европой готов БРИКС

ОФИЦИАЛЬНЫЙ Пекин решил попридержать $100 млрд., обещанные Европе на борьбу с долговым кризисом. На прошлой неделе замглавы министерства иностранных дел КНР Фу Ин заявила, что Китай не намерен тратить средства из международных резервов, общий объем которых составляет $3,2 трлн. Эти деньги не будут расходоваться ни на зарубежные проекты, ни на борьбу с бедностью внутри страны.

Неожиданный маневр Поднебесной аналитики частично считают следствием осторожности европейских чиновников, не пожелавших потакать прихотям Пекина. Совсем недавно Китай прозрачно намекал на возможность помощи еврозоне через скупку гособлигаций проблемных стран. Предполагалось, что КНР сделает вклад в размере $100 млрд. либо напрямую в Европейский фонд финансовой стабильности (EFSF), либо через МВФ. Правда, проявить щедрость кредитор соглашался лишь при выполнении определенных условий. В официальном перечне фигурировали требования о гарантиях вложений на случай, если план спасения еврозоны потерпит фиаско, а также эффективности EFSF. Однако говорили и о том, что Поднебесная заодно пыталась выторговать увеличение влияния в МВФ (в том числе ускорить включение юаня в корзину SDR), повышение ее экономического статуса в ВТО или снятие эмбарго на поставки Пекину европейского оружия. Такие требования пришлись Европе не по вкусу. Проявив неуступчивость, она потеряла расположение кредитора. Не исключено также, что прижимистость Пекина связана с замедлением роста экономики страны и сокращением экспорта, что ограничивает возможности КНР по наращиванию резервов. Так, ряд аналитиков уже понизили оценку роста экономики Китая в 2012 году в связи с коррекцией на рынке недвижимости страны и ожиданиями рецессии в еврозоне.

«Отказ Китая от намерения помочь ЕС — ощутимый удар, он может оказаться поворотным пунктом в стратегии выхода Евросоюза из нынешнего кризиса. Фактически Китай был первым, кто откликнулся на кризис всерьез и мог стать локомотивом всего процесса. Отказ, по сути, означает формирование санитарной зоны вокруг ЕС для предотвращения распространения кризиса в другие страны. Дан сигнал о том, что Европа должна найти внутренние силы для выхода из текущего положения, не втягивая другие экономические зоны», — полагает Тантели Ратувухери, эксперт ПАО «Укрсоцбанк».
    
Европу поставили на пересмотр

Международное рейтинговое агентство Standard&Poor’s грозит понизить долгосрочные кредитные рейтинги практически всех стран еврозоны. В число «неблагонадежных» (с точки зрения агентства) вошли 15 из 17 стран, включая Францию и Германию, имеющих наивысшие кредитные рейтинги «ААА». В перечень не попали лишь Греция, рейтинг которой был понижен агентством до «мусорного» еще в июле, и Кипр, чей долгосрочный кредитный рейтинг был подтвержден на уровне «ВВВ» с «негативным» прогнозом. Рейтинги Австрии, Бельгии, Германии, Люксембурга, Нидерландов и Финляндии могут быть понижены на одну ступень, всех остальных государств еврозоны — сразу на две. «Мы ожидаем завершения пересмотра кредитных рейтингов стран еврозоны сразу после окончания саммита Евросоюза 8–9 декабря», — отмечают в агентстве. Одновременно Standard&Poor’s пересматривает с возможностью понижения долгосрочный рейтинг Европейского фонда финансовой стабильности (EFSF) «ААА», предупреждая об увеличении кредитных рисков.

Европейские чиновники уже отреагировали на заявление агентства. Глава Центробанка Франции Кристиан Нуайе поспешил заявить, что решения международного рейтингового агентства Standard&Poor’s больше связаны с политическими факторами, чем с экономикой. В то же время, по словам министра финансов Германии Вольфганга Шойбле, угроза ухудшения рейтингов — «лучший толчок» для принятия решения на саммите ЕС. «Правда в том, что мировые рынки в настоящее время не доверяют всем странам еврозоны. Заявление S&P заставит европейских лидеров делать то, что они обещали, то есть предпринимать необходимые решения, чтобы вернуть доверие иностранных инвесторов», — заявил он.

    
Пытаясь залатать бреши в стабилизационном фонде, европейские чиновники начали обсуждение предоставления дополнительных ресурсов МВФ, который должен стать опосредованным помощником в борьбе с долговым кризисом. Расширение кредитного потенциала МВФ должно увеличить возможности фонда по поддержанию проблемных стран в экстренной ситуации.

Сейчас МВФ располагает свободными средствами в размере около $390 миллиардов, что явно недостаточно для поддержки таких «тяжеловесов», как Италия или Испания, для спасения которых, по некоторым оценкам, может понадобиться порядка 1,5–2 трлн. евро.

О своем согласии сброситься на спасение Европы уже заявили страны БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южно-Африканская Республика). Суммарно они могут направить в фонд около $40–60 млрд., потребовав взамен продолжение реформы квот МВФ и увеличение своего влияния на принятие решений мировым кредитором. Прокредитовать МВФ под европейский проект также вызвалась ФРС США. Еще почти 200 млрд. евро для спецфонда могут выделить 17 центробанков еврозоны. «Это существенная сумма, которая действительно может помочь в преодолении кризиса. Однако существуют большие сомнения по поводу возможности европейских стран найти эти 200 млрд. евро», — отмечает Николай Ивченко, руководитель информационно-аналитического центра Forex Club в Украине.

Впрочем, создание финансового тыла — лишь часть плана по спасению еврозоны, который вынесен на саммит ЕС в четверг-пятницу. Чиновники намерены обсудить предложения по реформированию Евросоюза и внесению изменений в базовый Маастрихтский договор. «То, что европейские страны намерены сохранять евровалюту, вызывает все меньше сомнений. Другое дело, какой ценой. Германия и Франция хотят навязывать жесткий наднациональный контроль над бюджетной, фискальной политикой государств — участников Еврозоны. Это может вызвать ожесточенное сопротивление и является обоснованием многих прогнозов о возможном развале Еврозоны», — отмечает Тантели Ратувухери. Лидеры Франции и Германии уже выдвинули ультиматум остальным 25 государствам ЕС. До конца недели тем предстоит решить, согласны ли они на усиление финансовой дисциплины и централизованного контроля над национальными бюджетами. В частности, новый договор должен предусматривать автоматические санкции против стран-участниц, нарушающих бюджетные нормы. Если какие-то из стран откажутся от предложенной схемы, политики грозят перекроить всю географию Евросоюза. 17 государств еврозоны могут подписать новый договор за рамками соглашений ЕС и продолжить развиваться в форме более интегрированного объединения.

По мнению аналитиков, германо-французские инициативы, скорее всего, будут одобрены и не вызовут больших проблем. Выход стран из еврозоны нанесет значительно больший вред по сравнению с теми мерами экономии, которые необходимо применить для сохранения целостности ЕС. «Поэтому на рынке преобладает мнение, что страны Европейского союза все же смогут договориться о необходимых мерах для спасения евро, несмотря на то, насколько политически неудобными они бы не были. Хотя практически ни одна страна не застрахована от популистских мер и резких изменений предыдущих договоренностей. Мы уже видели это на примере объявления о греческом референдуме или блокировании помощи другим странам Финляндией или Словакией», — констатирует Марьян Заблоцкий, аналитик АО «Эрсте Банк».

Читайте новости Comments.UA в социальных сетях facebook и twitter.

Источник: «Комментарии»

Теги: еврозона, Китай, Европа, кризис, Евросоюз

Версия для печати
Загрузка...
Loading...

Партнеры портала

Price.ua - сервис сравнения цен в Украине
властьвласть деньги деньги стиль жизнистиль жизни hi-tech hi-tech спорт спорт мир мир общество общество здоровье здоровье звезды звезды
Архив Экспорт О проекте/Контакт Информатор

Нажмите «Нравится»,
чтобы читать «Комментарии» в Facebook!

Спасибо, я уже с вами.

   © «КомментарииУА:», 2016

Система Orphus