Рубрики
МЕНЮ
Виталий Войчук
По его словам, окончательное решение приняли участники тайного заседания, которое состоялось в администрации Президента. Источник сообщил Рыбачуку, что участники совещания в АП решили идти на срыв выборов, даже если для этого придется вводить в Украине чрезвычайное положение. При таком сценарии Леонид Кучма надеется просидеть на своей должности, по меньшей мере, до весны, и только после того, как в Украине любой ценой будет проведена ревизия Конституции, будет назначена новая дата выборов главы государства.
Тема введения в стране чрезвычайного положения не в первый раз оказывается выброшенной в информационное пространство Украины. Естественно, появление подобных заявлений можно рассматривать, как пиар-технологии, упреждающий ход и пр. Однако, судя по всему, подобная информация рассчитана на восприятие ее населением, как своеобразной страшилки. Чем же грозит украинским гражданам введение чрезвычайного положения и реально ли его введение на нынешних выборах, в случае реализации сценария, озвученного Олегом Рыбачуком?
Начнем с того, что чрезвычайное положение на всей территории Украины или в отдельном ее регионе, вводится постановлением ВРУ, с немедленным уведомлением Президента, либо Указом Президента, который подлежит утверждению ВРУ. Данное положение может вводиться на всей территории Украины сроком не более 30 суток, а на отдельных ее территориях сроком не более 60 суток. Среди условий, при которых может быть введено чрезвычайное положение на время выборов, могут быть обыграны следующие:
- массовые нарушения правопорядка, которые сопровождаются насилием над гражданами, ограничивают их права и свободы (подобные эксцессы, скорее всего, будут иметь место);
- блокирование или захват отдельных особо важных объектов или местностей, что угрожает безопасности граждан и нарушает нормальную деятельность органов государственной власти и управления (самый простой вариант – в случае проведения митинга сторонниками В.Ющенко возле ЦИК);
- попытки захвата государственной власти или смены конституционного строя Украины путем насилия (этот вариант может быть запущен "паровозом" для населения, в случае проведения массовых акций протеста);
- необходимости восстановления конституционного правопорядка и деятельности органов государственной власти (данная норма может трактоваться широко и быть использована повсеместно, — самый простой вариант, заявление главы ЦИК о невозможности работы).
На время чрезвычайного положения, органы власти могут получить в свое распоряжение следующие функциональные бонусы: ужесточения режима въезда, выезда; ограничение движения транспортных средств и их осмотр; усиление охраны на объектах; запрещение митингов, демонстраций и забастовок; введение комендантского часа; остановка после предупреждения деятельности политических партий и общественных организаций; введение цензуры; высылка нарушителей общественного порядка за пределы зоны действия чрезвычайного положения по месту их проживания; запрещение изготовления и распространения агитационных материалов, которые могут дестабилизировать обстановку.
Итак, если действительно, план введения чрезвычайного положения, разрабатывается Администрацией Президента, то у власти в случае его реализации имеются как плюсы, так и минусы.
Во-первых, легитимное введение чрезвычайного положения. Исходя из логики, инициировать введение данного режима должен Президент. Естественно, инициаторами могут стать несколько фракций экс-большинства парламента, однако, ВРУ сможет собраться на экстренное заседание только во вторник, когда время будет проиграно. В то же время, на сегодняшний день, вряд ли подобное решение будет поддержано 226 голосами – уж слишком непредсказуемыми могут оказаться последствия данного хода. Кроме того, оппозиция вне сомнений будет блокировать всеми возможными способами принятие данного решения, что уменьшит вероятность его рассмотрения. Единственным выходом в данной ситуации может стать "выездное" заседание части парламентариев, например, в Украинском Доме, на котором, депутаты проголосуют за утверждение Указа Президента. Однако, хотя данный ход и представляется возможным, но он усилит оппозицию нынешним руководством ВРУ, что не выгодно власти, с учетом нарастающего противостояния. В то же время, если экс-большинство заручится поддержкой коммунистов, что не так сложно, подобный вариант может породить ситуацию "двух парламентов" и, как следствие, двух руководителей. Несомненно, это не привнесет стабилизации в прогнозируемую ситуацию. Что на тот момент будет выгодно власти, сказать сложно, так как ситуация при данном сценарии будет изменяться сверхоперативно.
Во-вторых, необходимость сверхфункций власти, предусмотреных законодательством. Действительно, запретить проведение митинга, или воспрепятствовать его проведению можно различными способами и без введения чрезвычайного положения. Запрет распространения агитационных материалов на данном этапе практически ничего не даст, так как у оппозиции уровень узнаваемости более чем высок. Введение комендантского часа только увеличит напряжение и может привести к непредсказуемым последствиям, не говоря уже о реакции мировой общественности. Ужесточение правил въезда и выезда в город Киев, также можно применить без проблем. О введении цензуры говорить вообще смешно. Итак, единственными плюсами в данных сверхполномочиях для власти могут стать лишь самые радикальные функции. Естественно, их применение может быть вызвано лишь в условиях отсутствия контроля над ситуацией в городе и резкой радикализацией "Нашей Украины". В данном случае власть может использовать возможность законной высылки из города митингующих и даже запрет нескольких политических организаций. Однако в полном масштабе это будет сделать трудно, так как поддержка Виктора Ющенка неоднородна в партийном плане, а закрыть все партии, поддерживающие лидера фракции "Наша Украина", вряд ли целесообразно. Таким образом, скорей всего, под пресс попадут молодежные и радикальные крылья данного конгломерата.
Все же подобные методы вряд ли будут использованы в предстоящий уикенд. Ведь усиление контроля в создавшейся ситуации, может не только сорвать выборы, но и привести к фактической неконтролируемости властью отдельных регионов и социально-политическому взрыву, что усилит поддержку Виктора Ющенко, — этого вряд ли не понимают в АП.
Обсуждения
Новости партнеров
Новости